меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Абакан, д/с (4)+комм.ВБ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики → [архивн.материалы]-В.Б.

4 / Абакан // д/сад «Солнышко»
п. Усть-АБАКАН // Хакасия // Валентина Петровна Афонина, воспитатель подготовительной группы

коммент.
Вяч.Мих.БУКАТОВА

 

/Перед каждым отчетом-информацией нужно указывать, сколько человек в группе./

После семинара по использованию социоигровых подходов в воспитании и обучении, гостевого обмена опытом в городе Черногорске решила использовать в работе некоторые приемы и игры, которые больше всего понравились.

Начала с проведения игр на прогулках: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Летает не летает», «Замри», «Цепи, цепи кованые».

Некоторые игры детям были уже хорошо знакомы со старшей группы. Но тогда я не обращала внимания на то, умеют ли дети сговариваться, приходить к одному мнению и все ли враз выполняют движения?

Обговорила с руководителем физвоспитания и музыкантом, чтобы они больше использовали народные игры, где бы от детей требовалось самостоятельность, умение договариваться и выполнять движения слаженно, одновременно. Решили остановиться на играх «Плетень», «Вейся, вейся капуста моя!», «На горе-то камена».

Обратила внимание, что детям очень нравится игра «Цепи, цепи кованые». Если в начале при проведении игр дети долго не могли договориться в командах, часто и долго спорили, то к концу октября дети стали быстрее договариваться, исчезли споры, при выборе капитана дети делают упор на деловые качества ребенка. Часто дети предлагают и другой вариант в выборе капитана (по очереди – это предложила Настя Т.). /Очень хороший кусочек с наблюдениями. Валентина Петровна, Вы просто молодец!/

Эти игры со своей напарницей стараемся проводить на прогулках, вечерами.

А на занятиях решила испробовать некоторые приемы: умение объединяться детей в пары, компании по 6–8 человек, придумывала такие задания, которые бы побуждали детей работать сообща, обсуждать задание и приходить к единому правильному решению.

При объединении детей в команды, компании, использовала разные варианты: объединится по симпатиям, по одинаковому признаку в одежде, по цветным карточкам, по цифрам и пр.

Поначалу обратила внимание, что Артем, Настя С. Витя, Вова В. затруднялись при объединении в компании, при выполнении задания. Были совершенно пассивные или молча наблюдали за детьми из своей компании, как те обсуждали задание и выполняли его. /Очень хорошо, для интереса можете посмотреть мои комментарии по этому поводу в другом отчете./

После многократных заданий объединиться в команды (компании) затруднений у детей уже не было, но дети, которые по себе пассивные, не проявили инициативы, но если их члены компании заставляли что-то делать, они выполняли. К концу месяца отметила для себя, что дети стали с желанием участвовать в общей деятельности, даже при обсуждении пытаются высказывать свои мнения и другие дети к ним прислушиваются.


Занятие: математика

7.10.2003

Предложила объединиться по симпатиям на две команды и придумать название своей команде. Деление по симпатиям не вызвало у детей затруднений. Каждой команде дала секретное задание (отметить цветными стрелками: холодные и горячие предметы; сухие и мокрые; твердые и легкие; хрупкие предметы).

Получилось так. Одна команда состояла из одних девочек, а вторая получилась смешанная. В команде девочек обсуждение получилось активное, и девочки выполнили задание быстро. Вторая команда очень долго не могла придти к общему согласию, всем хотелось рисовать стрелки, больше ушло время на споры. /Очень хорошо, что это случилось на занятии в одной из команд. Я надеюсь, что воспитатель понимает, что это не потерянное время. Спасибо большое воспитателю, что она терпеливо отнеслась к этой ситуации, не стала вмешиваться, не стала сама решать спорный вопрос и одергивать  и торопить детей, чтобы они вовремя выполнили задание, как другие команды./


14.10.2003

На следующем занятии дети разделились на две группы: девочки и мальчики. Девочки быстро договорились, что команда будет называться «Звездочка», а мальчики – «Марс». Опять же девочки сговариваются быстрее мальчиков. Секрет свой девочки разгадали быстро, быстро определили кто будет отвечать. У мальчиков сговор получился очень долгим, а когда нужно было отвечать, от отвечали все, перебивая друг друга, и нельзя было их понять. В конце решили. Что отвечать будет Никита, а все другие слушать его и добавлять.

/Социоигровые советы будут связаны с тем, кто будет слушать отвечающего. По-школьному слушают все дети одного отвечающего (калька с ситуации «ответ ученика у доски»). Другой вариант – когда одна команда рассказывает другой команде, а вот как она рассказала – будет ясно по проверочному опросу воспитателя членов слушавшей команды. Если те умудряются все правильно ответить, значит, обучившая команда все объяснила им правильно (и не важно, одновременно они говорили или нет, понятно или нет). А вот когда ребенок говорит и членораздельные, правильные слова, а слушавшая его команда на каверзные вопросы воспитателя по выслушанной теме ответить не может, то, значит, грош цена такому объяснению. О качестве объяснения воспитателю нужно судить не со своей взрослой колокольни, а с колокольни «теории действий» – если результат налицо,  то, значит, и объяснение было каким нужно.

Промежуточный вариант будет заключаться в том, что каждая команда, выполнив задание, выбирает посыльного (одного, но иногда посыльный сам себе может назначить помощника, и тогда посыльный работает с помощником, то есть вдвоем), который отправляется в другую команду объяснять (обучать).

Подчеркнем, что этот промежуточный вариант более комфортен для взрослых, потому что слабонервным взрослым очень трудно терпеть, когда команда с командой разговаривает, спорит, объясняет. Воспитателю кажется, что происходит полная дидактическая каша, мешанина, винегрет, и этого вытерпеть он не может и начинает, к сожалению, вмешиваться. Вот с помощью промежуточного варианта Социоигровая педагогика предлагает с одной стороны детям потренироваться в разговорах-объяснениях друг другу, а взрослым потренироваться в собственной дидактической терпеливости. /


15.10.2003

Обучение грамоте

Тема «Знакомство с буквой и звуком «м».

На этом занятии объединила детей на три команды по карточкам, в которых звук находится в середине, в конце, начале слова. Затем дети получили секретики-задания.

Дети выполняли задания, а я наблюдала за ними и подмечала, какие изменения за этот небольшой период времени произошли. В одной из команд взяла инициативу Настя, которая не проявляла себя раньше. Она предложила: «Давайте, девочки, выберем сейчас Машу К, так как она сегодня больше всех назвала слов со звуком «м»». Дети ее поддержали. Увидела, что все дети принимали участие в выполнении задания, не было детей, которые бы отвлекались и как бы были в стороне.

Но еще часть детей не могут высказывать свое мнение, хотя радует то, что они прислушиваются /Опять очень ценное, для меня очень радостное наблюдение. Спасибо большое, Валентина Петровна./ к высказываниям более активных детей и соглашаются с их мнением.

 

Валентина Петровна Афонина,

воспитатель подготовительной группы

 

Яндекс.Метрика