меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Абакан, д/с (6-7)+комм.ВБ

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактики → [архивн.материалы]-В.Б.

6-7 / Абакан // д/сад «Солнышко»
п. Усть-АБАКАН // Хакасия // воспитатель Рублева Тамара Ивановна (средняя группа)

коммент.
Вяч.Мих.БУКАТОВА

6-7 / Абакан

Воспитатель Рублева Тамара Ивановна

/Очередной очень интересный отчет-наблюдение. В сто тридцать третий раз напоминаю, что перед  каждой информацией нужно писать, сколько человек в группе (2, например, во время эпидемии, или 15), когда происходило занятие (и день, и месяц, и даже время суток, первое или третье это утреннее занятие, или вообще во второй половине дня после сна). Все это нужно методично указывать перед каждой информацией./

Решила попробовать социоигровые приемы, которые мне понравились, включить в занятие по математике. Мне было интересно посмотреть, как мои дети поведут себя, работая в паре /это хорошо, Тамара Ивановна, что Вам было интересно посмотреть, как дети поведут себя в паре. Да и для средней группы, действительно, пара – это уже серьезное препятствие. Поэтому свой интерес к работе детей в парах сохраняйте по-прежнему, но и  не забывайте о высшем пилотаже социоигровой педагогике – работе в малых группах, которые начинаются с троек и до восьмерок. В  паре дети чаще заклиниваются на междусобойчике, чаще возникают неразрешимые споры. А вот когда есть третий – то подобные ситуации, все так же достаточно часто возникая, оказываются разрешимыми. Дети самостоятельно, без помощи взрослого, находят выходы из водоворотов и тупиков общения, и так как эти выходы они находят самостоятельно, то с педагогической точки зрения эти самостоятельно найденные детские выходы очень ценны для формирования и чувства сверстничества, и развития личности.

Обычно педагоги не спешат использовать тройки, потому что им кажется, что третий – лишний. Что двое будут обсуждать проблему, а третий – просто так болтаться, ничего не делать, разинув рот, смотреть на них и просто слушать. Но ведь если вдуматься, то становится очевидным, что только очень-очень черствый человек может посчитать, что ребенок, который, разинув рот, смотрит на спор своих товарищей, ничем не занят.

Кроме того, заметим, что чем чаще будут возникать тройки на занятиях, тем разнообразнее и непредсказуемее будут роли у детей в тройках. Сегодня он во всех тройках главный спорщик, но вот назавтра он попал в другую тройку, и неожиданно стал наблюдающим. Поэтому троек должно быть много, часто, сменные. Стремление некоторых педагогов к искусственному выявлению лидерства очень часто свидетельствует о том, что они пропускали ситуации с тройками и своевременно не использовали их педагогический потенциал./, сумеют ли самостоятельно объединиться, сотрудничать сообща.

Предложила детям геометрические фигуры и задание «Найдите себе дружочка» с помощью фигур. Основная масса детей сразу нашли себе дружочка, в основном инициаторами объединения были дети более активные, сообразительные. Они заглядывали на карточки других детей и сразу решали, кто его дружок. Яна. Наташа, Владик не могли сразу объединиться в пару. Яна подошла со своим прямоугольничком к Вадику, у которого был треугольник. Вадик, посмотрев на Янину фигуру сказал: «Ты не моя пара, у тебя же не такая фигурка». Яна растерялась и стояла, не зная, что делать. Мне пришлось привлечь детей. Чтобы они помогли Яне.

/Описанное наблюдение хорошо показывает, что для детей задание было достаточно трудным. В таких ситуациях главное – не пропустить момент, когда то, что было трудным, становится для детей слишком легким. Если педагог пропустит этот момент, то для детей начнется халява, ничегонеделание, дети будут подыгрывать взрослому, что нам как бы по-прежнему и трудно и интересно, а на самом деле интерес их будет резко падать, что скажется на рабочей атмосфере. Поэтому какие могут быть советы по ближайшему усложнению заданий: вообще-то, лично я всегда сторонник многосюжетной открытки, чтобы там можно было поблужать, «утонуть», найти что-то неожиданного, странного. Но я и уважительно отношусь к стремлению воспитателей идти по программе и подсовывать детям разные фигуры. Социоигровые усложнения могут быть такие. Фигуры пусть будут геометрические, но разные: по размеру, по конфигурации. Например, треугольник прямоугольный, равносторонний. Тогда воспитатель сможет дать, например, такое задание: «Найти дружочка, у которого фигура другая, но что-то в ней такое же, как и у тебя»./

Маша, заглянув на карточку Яны и Владика, сказала, что Яна должна подойти к Владу, у него тоже прямоугольник. Влад мальчик застенчивый, нерешительный, сам не проявлял инициативу.

/Спасибо, Тамара Ивановна, за интересное наблюдение./

Тогда Маша подвела его к Яне. Когда встали по парам, предложила детям на одном листочке нарисовать шарик, солнышко, а потом рассказать, где они нарисовали рисунки, в каком уголку. /Непонятно, кто предлагал и кому дети потом должны были рассказать. Эту ситуацию можно было сделать в более социоигровой режиссуре. Каждая пара расходится в два угла. Рисует свой значок, а потом своему напарнику в другом углу кричит, что и где нужно нарисовать. А тот, соответственно, – ему. После того, как все наорались (исключая терпеливого воспитателя, который должен быть как в рот воды набравшим) и отведенная минутка истекла, все приносят свои работы, складывают их на полу по парам и смотрят, одинаковые или нет, и обсуждают, у кого получились одинаковые рисунки в одинаковых углах, а у кого – полный разброд.

Кстати, об оре. Детям нужно развивать свои легкие, поэтому ничего страшного, если они одну минутку покричат, не случится. И администрация, если только она болеет душой за детей, будет только рада от того, что детям так здорово, весело и интересно живется в их детском саду./

Наблюдая за детьми, порадовалась за Машу М., Олю, Дашу С. Машу К., Влада, Юлю Б. – эти дети быстро договорились в парах, кто и что будет рисовать и в каком углу листа.

Увидела, что в паре не может работать Илья. Он отбирал у Юли листочек, удивляясь, что ему не досталось листочка. Юля говорила ему, что надо рисовать вместе, но Илья не унимался и требовал отдать листок ему. /Браво! Очень ценное наблюдение, и хорошо, что Вы его не поленились описать. Спасибо./

После моего объяснения, /Напомню о другом варианте. Взрослому не объяснять, а посоветовать посмотреть на других. Как другие пары справляются с заданием? Или даже подойти к ним и порасспрашивать, что они делают. Повторим, что взрослые очень часто ориентированы на то, чтобы заданное задание у каждого ребенка, ук каждой пары обязательно получилось. А на самом-то деле дети лучше всего участия на ошибках, особенно на своих. Но для этого им нужно создавать такие ситуации, в которых они могли бы ошибиться или проиграть. Проиграть на самом деле, так, чтобы слезы к горлу подступали. Вот это будет воспитание, почти что по Руссо, естественное. Вместо этого учитель только заметит, что кто-то идет к проигрышу, – тут же коршуном на него налетает, все заново объясняет-разжевывает, так что бедному ребенку или бедной парочке проиграть после этого ну никак не будет возможным. Стыдно, товарищи взрослые, так поступать до сих пор./что нужно вместе рисовать, договориться, кто что будет рисовать и где, Юля взяла инициативу в свои руки. сказав. Что она будет рисовать солнышко, а Илья – шарик. Не дожидаясь согласия со стороны Ильи, Юля быстро нарисовала в правом углу солнышко. Илье ничего не оставалось, как рисовать шарик. Закончив рисовать, дети рассказали о том, где и что у них нарисовано. Многие пары договорились отвечать по очереди, т.е. Маша рассказывала, что она нарисовала и в каком углу, а Даша рассказывала о том, что она нарисовала и где. Только Оля и Маша решили отвечать вместе.

/Отвечать кому?/

Сделала вывод: объединяться в пары детям несложно, гораздо сложнее им было договариваться и работать в месте.

/Очень ценное наблюдение. И, конечно, объединяться в пары нужно для того, чтобы дальше формировать это умение договариваться и работать вместе. Напомним, что больший КПД будет не в парах, а в тройках./

Решила для себя, что нужно брать такие задания на каждом занятии и в свободной деятельности, чтобы дети учились работать сообща, договариваться друг с другом.


 

7 / АБАКАН

На занятии по математике решила использовать социгровые приемы. Мне было интересно посмотреть, могут ли мои дети объединиться в пары и выполнить задание в паре. На занятии было 10 человек. Предложила детям геометрические фигуры и задания, найти себе дружочка с помощью этих фигур. Основная масса детей сразу нашли себе дружочка, а Яна и Наташа не смогли сразу объединиться в паре. Пришлось помогать наводящими вопросами, подключить детей, чтобы они помогли девочкам найти себе пару. Когда Яна подошла со своим прямоугольником к Владу. У которого был треугольник, он сказал: «Ты не моя пара, у тебя не такая фигурка». Яна сразу растерялась, не зная, что делать. Мне пришлось подключить детей. Чтобы помочь Яне. Когда встали по парам, им было предложено задание нарисовать на картинке солнышко и воздушный шарик, а потом рассказать, где они изобразили шарик, а где – солнышко..

Наблюдая за детьми, порадовалась за Машу М. и Влада Ш., за Олю П. и Даню С., за Машу К. и Вадика М. – как они быстро договорились, кто и что будет рисовать, в каком уголке. Увидела, что не может работать в паре Илья. Илья удивился, что у него нет листочка и что он будет рисовать. После моего дополнительного объяснения Юля (его дружочек) взяла инициативу в свои руки, сказав, что она будет рисовать солнышко, а Илья шарик. Не дожидаясь согласия, Юля нарисовала в правом углу карточки солнышко, а Илья нарисовал шарик в левом нижнем углу. Закончив задание, дети рассказывали, как они его выполнили.

Наблюдая за детьми, можно было заметить, что объединиться в пары детям было несложно, сложнее им пришлось работать в паре, не все дети умеют договариваться. Решила для себя, что нужно брать такие задания на каждом занятии и в свободной деятельности чаще брать игры, где бы дети учились сговариваться и действовать сообща, предлагать создавать совместные постройки.

7.10.2003

Рублева Т.И. (воспитатель)

Яндекс.Метрика