меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Пролог: Педагогика как искусство соединения несоединимого

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиРежиссура дружественного настроя на занятии

___________________________________________________________

Опубликовано в кн.: А.П. Ершова, В.М. Букатов «Режиссура урока, общения и поведения учителя» (3-е изд., М., 2006; гл.5)

.

Вячеслав Михайлович БУКАТОВ, доктор педагогических наук

Пролог: Педагогика как искусство соединения несоединимого

.

___Дружественности свойственно поведение свободное, когда человек при общении смело и легко проявляет свою инициативу. И такое поведение у ребенка возникает, когда он уверен, что его интересы совпадают с интересами его окружающих взрослых или детей. Среди немногих друзей и близких приятелей, с которыми ребенка связывают совместные дела, игры, знания и общие тайны, у него такая уверенность устойчива. Но она часто не сохраняется (впрочем, как и у большинства взрослых), когда он попадает в окружение малознакомых сверстников, да еще в особых учебных условиях, специально создаваемых учителем.

___Для детей ситуации совместных проб и совместного поиска всегда привлекательны. Но начать их, когда вокруг много людей, им обычно трудно из-за отсутствия доверия и к себе, и к окружающим. Искусство учителя и заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку безболезненно и благополучно преодолеть «барьер» недоверия, обретая и естественную раскрепощенность поведения, и непроизвольную инициативность при общении — другими словами: внешнюю и внутреннюю дружественность, столь необходимую для выполнения совместных дел.

___Если детей в классе просто предоставить самим себе, то их поведение быстро станет раскрепощенным. И произойдет это в результате спонтанного объединения учеников в ранее сформировавшиеся малые группки, каждая из которых займется чем-то своим. Учителя часто недооценивают или даже пренебрегают значением общения детей в таких малых группках.

___Повторим, что некоторые учителя считают, что у большинства детей интересы на уроках, к сожалению, в основном пустые и посторонние — поболтать да пошушукаться с друзьями. Тогда как учительские интересы заключаются в том, чтобы дети изучили новый учебный материал, чтобы у них сформировались очень нужные навыки и закрепились все необходимые умения. Но такое представление об антагонизме учительских и детских интересов и намерений неизбежно вносит в поведение взрослого более или менее явные оттенки недружественности, которые, чутко улавливаясь детьми, укрепляют их внутренние «барьеры недоверия», мешающие им войти в отношения совместных (коллективных) дружественно-деловых проб и поисков.

___Учебная деятельность на уроках у некоторых учителей только формально может считаться коллективной. Потому-то деятельность эта так часто не приносит никакой радости не только детям, но и организовавшему ее учителю (нужно быть очень странной личностью, чтобы получать удовлетворение от такой работы или гордиться ею).

___Можно ли предположить, что, откажись учитель от своих профессиональных забот, так сразу и разность между его и детскими интересами исчезнет вообще, и — никакой тебе враждебности в поведении учителя? Начнется ли тогда у детей самая что ни на есть счастливая и радостная жизнь на уроках? Все практики хорошо знают, что, конечно же, нет! И вместо ожидаемого детского счастья и радости мы сможем увидеть всего лишь общую скуку и апатию.

___Выход один — соединять то, что кажется несоединимым: с одной стороны — интерес детей к деятельной совместности, с другой их же стремление от нее защититься, уходя в себя или замыкаясь в комфортной, неформальной маленькой группке.

___Искусство начинается тогда, когда неожиданным способом соединяется нечто несоединимое и простым и легким оказывается то, что представлялось непосильным или очень трудным. Это справедливо для всех искусств, в том числе и для искусства педагогики.

___У каждого педагога бывало так, что его работа с детьми становилась подлинным искусством. Мы надеемся, что воспитатели и учителя по ходу чтения некоторых наших примеров, советов и рекомендаций начнут припоминать и собственные удачи в искусстве педагогики. «Измерения» же своего учительского поведения теми или иными режиссерскими параметрами поможет им эти удачи все чаще и чаще в своей работе с детьми обнаруживать и все чаще и чаще, импровизируя, воспроизводить их удачную типологию.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиРежиссура дружественного настроя на занятии

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика