Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

1.Игровое задание РАЗВЕДЧИКИ: взгляд «изнутри»

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиРежиссура дружественного настроя на занятии

____________________________________________________________

Опубликовано в кн.: А.П. Ершова, В.М. Букатов «Режиссура урока, общения и поведения учителя» (3-е изд., М., 2006; гл.5)

..

.

Вячеслав Михайлович БУКАТОВ, доктор педагогических наук

.

1. Игровое задание РАЗВЕДЧИКИ: взгляд «изнутри»

.

Иллюзорная спасительность враждебности // Роль непроизвольного и добродушного хохота // Сопричастность к общему интересу

.

Иллюзорная спасительность враждебности

___Известно, что многие формы свободного, дружественного поведения детей с точки зрения стандартного уклада общеобразовательной школы оказываются для уроков малоприемлемы или даже вовсе недопустимы. Поэтому хотя учителя и желают, чтобы на их уроках была деловитая, дружественная атмосфера, но выдержать то время, когда дети постепенно, через выяснение границ своего своеволия, эту атмосферу нарабатывают, никак не могут. Им хотелось бы получить результат сразу, не напрягая своего терпения и особо не переделывая ни себя, ни свою манеру ведения урока, не переступая сложившиеся банальные представления о школьной дисциплинированности.

___Читатель наверняка хорошо представляет себе, насколько непривычно учителю (даже начинающему, у которого, казалось бы, еще нет особых ортодоксально-дидактических стереотипов) пережидать вольные проявления детей, насколько он оказывается неподготовленным к подлинным проявлениям дружественности в классе. От нее учитель теряется — теряет свое спокойствие, уверенность в себе, свое доверие к детям. И непроизвольно, как утопающий за соломинку, он хватается за иллюзорно спасительную враждебность (недружественность). И он, становясь строгим, отбирает инициативу ( «своеволие») у детей, ставя их на место (см. гл. 4 в кн.: А.П.Ершова, В.М.Букатов. Режиссуре урока, общения и поведения учителя. 3 изд. М., 2006).

___И тем не менее все больше и больше учителей начинают понимать ценность и необходимость «смутного» периода на своих уроках. Особенно после того, как вкусят его живительной силы сами. Личное проживание подобных ситуаций (например, на каком-нибудь семинаре по педагогическому мастерству) побуждает их не мешкать с поисками на уроках и в этом направлении.

.

Роль непроизвольного и добродушного хохота

___Когда учителя сами оказываются в роли обучающихся (например, на курсах повышения квалификации), их внутренняя уверенность в дружественности окружающих, конечно же, начинает давать сбои. Поэтому многим из них становится, как детям, неловко и на какие-то вопросы отвечать (особенно на те, в которых ответы очевидны), и какие-то задания выполнять. Неловко даже на глазах у всех просто выйти к доске.

___Конечно, умом все они понимают, что кругом, кажется, не враги. Но легче от такого понимания не становится. С собой они ничего поделать не могут и доброжелательный этикет способны соблюдать лишь формально. В их поведении подлинной дружественности нет и отдаленно — с ее раскованностью и неотъемлемым правом на открытую, чистосердечную улыбку (особенно после какой-нибудь учебной неудачи). Что же можно предпринять, чтобы к присутствующим вернулись и доверительность, и дружественность по отношению друг к другу?

___Двадцати шести педагогам, сидящим полукругом и натужно улыбающимся, маскируя свои ощущения неловкости, скованности и дискомфорта, ведущий сообщает, что сейчас все они будут разведчиками [см. задание Разведчики (связаться глазами с партнером) в Разделе2:ИГРОВЫЕ РАЗМИНКИ в «СБОРНИКЕ игровых приемов, средств и способов обучения»] . Для этого каждому нужно связаться с кем-нибудь глазами — глаза в глаза. Они-то и станут друг для друга разведчиками. А разведчики — это те, кто делают все быстро, точно и скрытно (поэтому связываться нужно без слов, кивков и жестов руками — приводимый фрагмент импровизировался по замыслу хоть и впервые возникшему в работе со школьниками, но затем неоднократно апробированному и со студентами, и с учителями-слушателями курсов повышения квалификации, и с детьми дошкольного возраста. — В.Б.).

___И вот по сигналу ведущего слушательницы ищут себе напарниц. Связываются не все. Но ведущий не собирается ни карать, ни выяснять, кто и по какой причине не выполнил задание. Известно, что причины могут быть разными, в том числе и вполне уважительными, например, плохое зрение. Поэтому, секунд десять спустя, он сообщает:

___– Кто без разведчика, встаньте!

___Несмело поднимаются несколько человек. Ведущий продолжает:

___Тому, кто стоит: свяжитесь глазами с одним из стоящих! Когда найдете друг друга, не теряя связь глазами, одновременно (парой) садитесь.

___Число стоящих тает. Наконец все сидят.

___– После слов «приготовились, пожалуйста» — я буду вслух считать до семи, а вы за это время поменяетесь со своим разведчиком местами, на ходу обменявшись с ним рукопожатием. И на сегодняшнем занятии вы будете друг для друга «разведчиком № 1». При-гото-о…-вили-и…-сь… Пожалуйста!

___Люди тут же срываются со своих мест (это одно из проявлений мышечного зажима). Каждый бросается к своему разведчику, жмет руку и спешит на его место. Шум, гам, хохот. Двое пытаются занять один и тот же стул и никак не могут разобраться, чей же разведчик тут только что сидел. А на другом конце полукруга одного и того же разведчика никак поделить не могут. Оказывается, двое смотрели на одного человека, хотя сам он смотрел, разумеется, только на одного из них.

___Напомним, что связались с разведчиком не все. Кто-то (а такие бывают всегда, как среди детей, так и среди взрослых участников семинара) остался сидеть на месте.

___Оставшиеся (их оказалось трое), рассчитывали пересидеть задание незамеченными. Но обнаружилось, что на фоне общего увлеченного движения оставаться неподвижным на стуле — слишком заметно, да к тому же и досадно: всем весело, а ты, как сова, сидишь в одиночестве и глазами хлопаешь.

___Ведущий уже досчитал до семи, а некоторые горе-разведчики все еще никак не займут места и не закончат выяснения. Это вызывает новую волну непроизвольного и добродушного хохота. Лед тронулся — налицо первые признаки неформального, дружественного поведения.

___Совместное и быстрое передвижение всех присутствующих — казалось бы, для взрослых это такие пустяки. Ну что они могут прибавить к уговорам чувствовать себя свободно и, раз кругом все педагоги, люди свои, то бояться и стесняться друг друга совсем не стоит? Но тем не менее подобные «пустяки» оказываются гораздо эффективнее любых проповедей и уговоров.

.

Сопричастность к общему интересу

___На новом месте у слушательниц легче возникает новое самочувствие. Если их не пересадить — одновременно и всех, под каким-нибудь правдоподобным и (или) пустяковым предлогом, — то прежнее место (режиссер бы сказал: прежняя мизансцена) постоянно будет напоминать им о первоначальном стеснении, которое хотя бы только поэтому исчезать и не подумает.

___Свою лепту в изменение самочувствия внесла и скорость упражнения, исподволь задаваемая ведущим. Сначала растянутым, интригующим произнесением слова: «ПРИ-ГОТО-О…-ВИЛИ-И…-СЬ», — сменившимся затем громким, отчетливым и кратким: «ПОЖАЛУЙСТА!»

___Увлечься скоростью помог присутствующим и счет ведущего (до семи), и его собственная мобилизованность, азарт.

___Мышечные зажимы делают движения судорожными. Но на фоне всеобщего стремления к быстроте эта судорожность становится незаметной и уже никого не заботит. Если чья-то судорожность и будет кем-то замечена, то она спишется на стремление быть первым или не опоздать, то есть будет восприниматься скорее как «плюс» (стремление успеть), а не «минус» (отсутствие пластичности).

___Итак, сначала двигательная активность помогла каждому участнику ненадолго отвлечься от своего чувства стеснения. Оказавшись на новом месте, некоторые участники и вовсе забывали о нем. Но это еще только первые ступеньки возникновения (восстановления) доверия к окружающим (к их мнению о себе), только первые фазы формирования у каждого личной ситуативной установки на некую «общность интересов», проявляющуюся в реалиях дружественного поведения.

___Ведущий же, не давая остыть впечатлениям, сохраняет прежний темп:

___– Связались с новым разведчиком.

___И опять через несколько секунд звучит приглашение встать тем, у кого поиск не очень-то получается. Стоя, они «связываются» и попарно садятся. А ведущий нет-нет да и напомнит, что разведчики работают скрытно — без кивков, без слов, без рук, — а то «контрразведка их быстро обнаружит». Эта игровая «строгость» ведущего уже никого испугать не может — разве что раззадорить…

___Опять пересадка. Опять столпотворение. У каждого теперь появляется и «разведчик № 2», и «разведчик № 3». Если в первый раз при смене мизансцены нужно было пожать разведчику руку, то в другой — у «разведчика № 2» нужно было, например, узнать, на каком этаже он живет.

___Потом была проверка. Ведущий ходил по полукругу и у любого мог спросить на каком это этаже живет его второй разведчик (который тут же и «судил» — правильный дан ответ или нет). И конечно же, опять ко всеобщему удовольствию как слушающих, так и отвечающих не обошлось без веселых недоразумений, которые все больше и больше укрепляли атмосферу доверия. Каждый все яснее чувствовал причастность к общему интересу, а потому и преодолевать внутренние барьеры для включения в совместный деловой поиск становилось все легче.

.

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАПСИХОЛОГИЯ игры и игровой дидактикиРежиссура дружественного настроя на занятии

.

.


оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика