Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Сложение (старш.гр.)

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ Сложение (старш.гр.)

[2] ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

__________________________________________________________________

Из научного архива В.М.Букатова // Материалы проекта: «Системная модернизация образования как фактор социального развития села»

Что получится, если сложить воду с сахаром, а крахмал с йодом?

Письмо-отчет воспитательницы Светланы Николаевны (С.Н.) о посещении «открытого занятия» по математике в детском садике соседнего района и ответные реплики-комментарии научного руководителя Вячеслава Михайловича (В.М.)

.

Спешу поделиться впечатлениями об открытом занятии в старшей группе д/с «Солнышко» (воспитатель Полина Николаевна, п. Усть-Абакан). Математика. Тема «Сложение».

Началось занятие с объединения в пары — по цвету кругов. Дети объединились без затруднений. Затем каждая пара должна выбрать предметы, лежащие на столе (вода, сахар, краски, проволока, пластилин) и объяснить, что будет, если их сложить, соединить, смешать, добавить.

Две пары прокомментировали свои действия так:

— Мы добавили сахар, вода стала сладкой.

— Мы взяли пластилина два маленьких кусочка, а получили один большой кусок.

В соседней паре мальчики соединяли-крутили проволоку. Каждый сам себе.

С красками возились две девочки. И работали и объясняли поврозь. Одна: «Я смешала синюю и желтую краску, получила зеленую»; Другая: «Я смешала красную и желтую, получила оранжевую».

Схитрила пара, которая переливала воду в емкость. Выполняла только девочка, а сказала: «Один стакан я перелила, а другой — Максим». (См.: 1. Репл.-комм.)

Дети оживились, когда воспитатель предложила попробовать крахмал на ощупь. Он был насыпан в блюдце. Брать стали все одновременно, стоя вокруг стола:

— У меня, как мурашки.

— А у меня мука…

Возможность поговорить появилась у детей, когда воспитатель спросила: «А зачем здесь стоит йод?»

Вопрос «Если капнуть немного йода на крахмал, как вы думаете, что будет?» вызвал у детей замешательство. Воспитатель капает йод, крахмал синеет. Дети в восторге — удивление новому открытию. (См.: 2. Репл.-комм.)

Затем воспитатель дает детям шкатулку и предлагает положить в нее разные предметы со стола (камушки, бусы, фантики и т.д.).

— Что у вас получилось?

Ответы детей: чепуха, бардак, беспорядок, непонятно что.

И я удивилась, что дети не сказали: «Это чудесный мешочек» или «Коробка с интересными вещами». Они сразу стали называть полученное «взрослыми» словами. (См.: 3. Репл.-комм.)

Воспитатель показывает картинку. Дети сочиняют задачу (историю) и в парах за столами записывают цифрами, затем рассказывают всем.

Например, «Были в море 8 рыб. Приплыла еще одна рыба. Стало 9. А записали мы ее так: 8 + 1 = 9».

Одна из пар придумала историю, но записать смогла только «3 + 3 = …» (забыли, как пишется цифра 6). Хотя все пары рассказывали истории и показывали записи всем, помощи эта «несчастливая» пара не попросила ни у кого. Воспитатель сказала: «Вы не записали? Потом запишете». (См.: 4. Репл.-комм.)

Так как Полина Георгиевна совсем недавно стала использовать социо-игровые подходы, то работа в компании не получилась. Дети не прочувствовали себя как одно целое и не дали своим компаниям названия, не выбрали условные знаки готовности, не нашли себе рабочее место. (См.: 5. Репл.-комм.)


.

.

.

.

.

.

.


.

.

.


.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1. Репл.-комм.В.М.: О ЗОРКОСТИ

Ответные реплики-комментарии научного руководителя Вячеслава Михайловича (В.М.)

.

___Светлана Николаевна, спасибо, что, побывав на открытом уроке, вы спешите поделиться своими впечатлениями. Это правильно.

___А хозяйка, у которой на занятии вам удалось побывать — просто молодец, что уходит от банальных ходов (не знаю, по какой программе в «Солнышке» ведутся занятия в старшей группе, но программа — явно стóящая).

___Сложение сахара с водой и получение сладкой воды, на первый взгляд, никак не связано с программой по математике в детском саду. А это уже неожиданно и хотя бы тем самым хорошо. А уж для «открытого»-то занятия и тем более!

Вячеслав Букатов

.

1. Реплика-комментарий В.М.: О зоркости

2. Реплика-комментарий В.М.: О загадочности

3. Реплика-комментарий В.М.: О дидактическом потенциале бытовых образов

4. Реплика-комментарий В.М.: О выдержке

5. Реплика-комментарий В.М.: Всему своё место

. .

.

.

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ Сложение (старш.гр.)

[2] ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

..

.


.

Яндекс.Метрика