меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(IV) О традиционном «разделяй и властвуй»

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

__________________________________________________________________________

Требуется время, чтобы построить мост // Письмо-отчет Елены Мартыновой  (биологический факультет МГУ) о проведенном уроке в школе с ответными репликами и комментариями доктора педагогических наук В.М.Букатова

.

Букатов В.М. Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока:

(IV) О традиционном «разделяй и властвуй»

___Вы замечательно пишете, что дети интересуются разными вещами, а школьную программу можно дать потом ускоренно.

___Представим себе класс, в котором все дети интересуются разными вещими. Одному из них вы даете задание подготовить доклад: подбираете тему с учётом его интересов, помогаете найти материал. Он приходит на урок, вы вызываете его к доске. Он начинает зачитывать свой доклад, а его никто не слушает (у детей же интересы разные). Вот и обнаруживается извечная проблема урочного обучения.

___Дальше события могут развиваться по нескольким сценанриям. Например, по такому. Ученик, сгорая от стыда, решит, что раз доклады никому не нужны, то и парится он сними больше не будет (ну её, науку эту!). Или другой сценарий — ученик решит, что ну их сверстников этих, раз им не интересно; назло всем буду «ботаником», а они пусть живут «как знают». Или по такому сценарию — ученик, увидев, как во время его доклада учитель насильно удерживает дисциплину в классе, решит, что нет лучшего способа для возвышения над другими, чем «разделять и властвовать»: учитель, поддерживая разделение среди учеников (чтобы они не могли общаться друг с другом), осуществляет свою ситуационную власть над ними. И любой познавательный материал может служить прекрасным предлогом для навязывания ведущим своей воли, мнения, своих пониманий всем присутствующим.

___И подобные организационные каверзы я вижу в каждом пункте вашего перечня. Почему среди школьных учителей так мало тех, кто устраивает учебные конференции или деловые диспуты на своих уроках? Да потому, что многие из них, однажды попробовав воплотить подобные начинания, на деле поняли, что не знают как объединить класс одним интересом. А без подобного единения неформальные обсуждения, деловые возражения и неожиданные дополнения не возникают.

___Вот от безвыходности школьные учителя и начинают злоупотреблять парной педагогикой. Поэтому ученик начинает ориентироваться в основном только на учителя — для него готовит доклад, сочиняет рассказ, отвечает на вопросы.  В ущерб развитию, укреплению, тренировке своего общения со сверстниками (особенно, если материалом общения являются научные мнения, идеи, проблемы).

___Тут мы плавно переходим к следующему пункту ваших уяснений-откровений, который связан с умением детей общаться друг с другом.

Вячеслав Букатов

вернуться к тексту письма Е.М.
с перечнем реплик и комментариев В.Б..

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

.

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика