меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(V) Лукавство привычной мизансцены урока

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

__________________________________________________________________________

Требуется время, чтобы построить мост // Письмо-отчет Елены Мартыновой  (биологический факультет МГУ) о проведенном уроке в школе с ответными репликами и комментариями доктора педагогических наук В.М.Букатова

.

Букатов В.М. Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока:

(V) Лукавство привычной мизансцены урока

___В пятом пункте вы отмечаете, что дети плохо работают сообща. Большинство пассивно и нагло прячется за спину лидера.

___Давайте-ка представим педсовет. Учителя сидят за партами в мизансцене урока. Завуч предлагает сообща найти решение по сложному вопросу. Если мизансцену не поменять (не сдвигать стулья, не давать пересаживаться, не разрешать поворачиваться на 180 градусов и т.д.) то общей работы по сути дела не начнётся.

___Но кто-то из присутствующих даже в прежней (для работы неудобной) мизансцене может взять инициативу и выступить в роли самозванца, высказывающего мнение якобы всех. При этом большинство учителей добровольно примутся исполнять роли соглашающихся (вне зависимости от своего подлинного мнения).

___Это типичная картинка некоторых педсоветов. И именно ее учителя «накладывают» в своих ожиданиях на деятельность класса. Поэтому у них и получается, что общаться ученики «по делу» не умеют. И большинство только и мечтает, чтобы отсидеться в тени лидера.

___И какой же они делают вывод: вот когда ученики научатся и работать сообща и проявлять активность, вот тогда с ними можно будет групповую работу устраивать. Но ведь такой вывод сплошное лукавство. Раз сами учителя при «традиционной» мизансцене не могут работать сообща и прячутся за спиной лидера, то дело не в умении присутствующих, а в той мизансцене, которую необходимо поменять, чтобы явно имеющиеся навыки общения у всех присутствующих оказались бы задействованными.

___Если ученики плохо работаю сообща, то для них необходимо как можно чаще организовывать работу в малых группах. Именно в них создаются комфортные условия для неформально-делового общения. И именно в них роль лидера, может оказаться переходящей (!), что со временем приводит к реальной корректировке ученических самооценок (которые, как правило, страдают неадекватностью то в одну, то в другую сторону).  Главное, чтобы малые группки сменного состава возникали на уроках почаще и по случайно-игровому принципу (см. «Деление на команды или Объединение в малые группы»).

___Тогда так называемый «принцип плеча» у детей во время уроков по любому предмету будет укрепляться. И предметнику не придётся ждать, когда же у учеников будут сформированы (кем?) качества личности, необходимые для групповой, командной работы на уроках по его предмету.

Вячеслав Букатов

вернуться к тексту письма Е.М.
с перечнем реплик и комментариев В.Б..

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

.

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика