Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(VII) О типичном перекосе личности учителя

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)


Требуется время, чтобы построить мост  // Письмо-отчет Мартыновой Елены (биологический факультет МГУ) о проведенном уроке в школе и ответные комментарии и реплики доктора педагогических наук В.М.Букатова


Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока

(VII) О типичном перекосе личности учителя

В деревянных зданиях (или в зданиях с деревянными перекрытиями) шум действительно так слышен, что может мешать всем остальным. Но таких школ в XXI – по пальцам пересчитать. Во всех других зданиях деловой шум на уроке (при условии, что двери закрыты) другим практически не слышен.

Но шум на уроке действительно раздражает учителя, только не того, что ведёт урок в соседнем классе, а того, который находится здесь же. То есть того самого учителя, который обнаруживает, что на его (!) уроке ученики ведут себя шумно. При этом чаще всего раздражает его не столько сам шум, сколько мысль: вдруг кто-нибудь услышит, да не так подумает…

Подобная навязчивая неврастения, связана с тем, что учителя на своих уроках обычно злоупотребляют «судейской ролью». То есть последнее слово о том, что правильно, а что нет – только за учителем, что создаёт перекосы в личностном развитии не только детей, но и самих педагогов. Многие из них начинают панически бояться, что над ними будет учинён суд, какой на уроках они сами устраивают детям. Боятся они и того, что от них будут требовать недобровольный самоанализ (самосуд), который они сами так настойчиво навязывают детям.

Опыт работы с учителями показывает, что если они на своих уроках вместо роли судьи начинают всё чаще и чаще брать роль советчика, то страхи перед коллегами и (или) администрацией постепенно начинает исчезать, уступая место бескорыстному интересу к профессиональному мнению коллег.

К этому добавим. Если инициативность класса долгое время подавлялась дисциплинированностью, то два-три первых урока класс может несколько «зашкаливать». Кто-то из учителей находит в себе силы спокойно перетерпеть этот период – и правильно делает.

Но если сил не хватает (или в классе оказалось несколько особо шебутных учеников, раскачивающих дисциплину всего класса), то с проблемами дисциплины учитель может справиться с помощью:

– либо особой тщательности в построении заданий (дробность и «простота» шагов, возможность двигательной активности, равноправие в непредсказуемости результатов, временные и/или другие ограничения, доступность критериев, групповая взаимопроверка и т.д.);

– либо внеся коррективы в своё собственное поведение (о режиссёрских «рычагах настойчивого поведения» см.: «Мелкоскоп игровой дисциплины» в моей книжке «Педагогические таинства дидактических игр» или материалы в разделе Теория «режиссуры урока» =открыть в новом окне=)

Вячеслав Букатов

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

Разбор «полетов»Рассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

Требуется время, чтобы построить мост  // Письмо-отчет Мартыновой Елены (биологический факультет МГУ) о проведенном уроке в школе и ответные комментарии и реплики доктора педагогических наук В.М.Букатова


Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока

(VII) О типичном перекосе личности учителя

В деревянных зданиях (или в зданиях с деревянными перекрытиями) шум действительно так слышен, что может мешать всем остальным. Но таких школ в XXI – по пальцам пересчитать. Во всех других зданиях деловой шум на уроке (при условии, что двери закрыты) другим практически не слышен.

Но шум на уроке действительно раздражает учителя, только не того, что ведёт урок в соседнем классе, а того, который находится здесь же. То есть того самого учителя, который обнаруживает, что на его (!) уроке ученики ведут себя шумно. При этом чаще всего раздражает его не столько сам шум, сколько мысль: вдруг кто-нибудь услышит, да не так подумает…

Подобная навязчивая неврастения, связана с тем, что учителя на своих уроках обычно злоупотребляют «судейской ролью». То есть последнее слово о том, что правильно, а что нет – только за учителем, что создаёт перекосы в личностном развитии не только детей, но и самих педагогов. Многие из них начинают панически бояться, что над ними будет учинён суд, какой на уроках они сами устраивают детям. Боятся они и того, что от них будут требовать недобровольный самоанализ (самосуд), который они сами так настойчиво навязывают детям.

Опыт работы с учителями показывает, что если они на своих уроках вместо роли судьи начинают всё чаще и чаще брать роль советчика, то страхи перед коллегами и (или) администрацией постепенно начинает исчезать, уступая место бескорыстному интересу к профессиональному мнению коллег.

К этому добавим. Если инициативность класса долгое время подавлялась дисциплинированностью, то два-три первых урока класс может несколько «зашкаливать». Кто-то из учителей находит в себе силы спокойно перетерпеть этот период – и правильно делает.

Но если сил не хватает (или в классе оказалось несколько особо шебутных учеников, раскачивающих дисциплину всего класса), то с проблемами дисциплины учитель может справиться с помощью:

– либо особой тщательности в построении заданий (дробность и «простота» шагов, возможность двигательной активности, равноправие в непредсказуемости результатов, временные и/или другие ограничения, доступность критериев, групповая взаимопроверка и т.д.);

– либо внеся коррективы в своё собственное поведение (о режиссёрских «рычагах настойчивого поведения» см.: «Мелкоскоп игровой дисциплины» в моей книжке «Педагогические таинства дидактических игр» или материалы в разделе Теория «режиссуры урока» =открыть в новом окне=)

Вячеслав Букатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика