меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(XI) О мастерстве спешить, не торопясь

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

Требуется время, чтобы построить мост  // Письмо-отчет Мартыновой Елены (биологический факультет МГУ) о проведенном уроке в школе и ответные комментарии и реплики доктора педагогических наук В.М.Букатова


Реплики-комментарии к «выясненному для себя» после пробного урока

(XI) О мастерстве спешить, не торопясь

В реплике на третий пункт о якобы принципиальной необходимости сдвоенных уроков я уже высказался. Так что теперь очередь за разговором о нехватки времени.

Его действительно «всегда не хватает». Театральному режиссёру — на репетициях. Школьному учителю — на уроках.

И такое положение вещей нормально со 133 сторон. Перечислим из них самые герменевтические (то есть многими учителями, скорее всего, — не ожидаемыми):

— урок выгодно обрывать по-деловому на полуслове. Тогда ученики (если «режиссура урока» была эмоциональной) продолжают «вариться» в теме, идеях, мнениях;

— любой учитель нет-нет да оказывается перед дилеммой — проходить программу побыстрее? или поглубже? (то есть тщательнее). Конечно хорошо, когда учитель стремиться к тому, чтобы знания учеников были углублёнными. Но дай ему волю, так он всё учебное время на свою излюбленную тему убухает. И спохватится, когда уже позно будет. Вот и начнёт он оставшиеся темы по верхам гнать, нагоняя упущенное самой настоящей халтурой… Так что «ограничения во времени» не только обеспечивают напряженно-деловой темпоритм работы учеников на уроке, но и профессиональный темпоритм образовательной деятельности их учителя. Поэтому жалобы на нехватку времени иногда являются ярким показателем позитивного действия «временных ограничений» (см.);

— если новичкам в педагогике кажется, что показателем мастерства является умение проходить учебную программу быстро, то бывалые учителя на собственном опыте знают, что мастерство начинается с умения работать в замедленном темпе (без ущерба для ритма). В результате и саму учебную программу дети начинают проходить не спеша, не торопясь, так, что постоянно возникают возможности то ненадолго свернуть в сторону, то понырять, стараясь из любопытства достать до «самого дна».  И педагог-профессионал умеет заранее определять моменты урока и программы:

а) в которых он развернёт своё умение медлить, чтобы ученики могли, кто — побродить по боковым тропинкам понимания, кто — поразмыслить над смысловой глубиной;

б) и все остальные, пробежка по которым обеспечит генеральную линию медлительности, мудрость которой будет сродни «133 зайцам» (см.). То есть сопрягать глубину ученического понимания с широтой детских интересов, медлительность темпа урока с насыщенностью его ритма, самостоятельность ученических суждений с умением детей вникать в смысл высказываний других, хроническую нехватку времени со стабильным выполнением календарно-тематического плана…

Уважаемая Елена, не знаю, насколько понятно мне удалось выразить свои фрагментарные реплики, и насколько они окажутся актуальными для формирования ваших преподавательских представлений и педагогического опыта. Но в любом случае, ещё раз большое спасибо за ваш эпистолярный труд, который позволил мне лишний раз высказаться.

И примите моё чистосердечное пожелание успехов в будущих открытиях и грядущем освоении премудростей преподавательского мастерства.

Вячеслав Букатов

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистикеТребуется время… (биология, 7 кл)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика