меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Реплика-комментарий III: О танцевальном наполнении абстрактных представлений

Разбор ПОЛЁТОВИстория Повторение изученного с танцами «под Кадышеву», или «Колечко, колечко выйди на крылечко»

Повторение изученного с танцами «под Кадышеву», или «Колечко, колечко выйди на крылечко» с архивом ученических вопросов для повторения пройденного // Письмо-отчет сельской учительницы об уроке истории в 6 классе и ответные реплики-комментарии доктора педагогических наук, профессора МПСИ В.М.Букатова

Реплика-комментарий III: О танцевальном наполнении абстрактных представлений

Вот вы пишете «унять я их не смогла». Во-первых, это честно. Чему я очень рад. И за честность вам большое спасибо. Действительно, у многих учителей после проведения того или иного игрового приема класс выходит из-под контроля, и дисциплина нарушается. Обычно в этих случаях я говорю, что, во-первых, ничего страшного не произошло. И нарушение формальной дисциплины только в глазах педагога выглядит криминалом. Для детей же это совсем не так и это не более страшно, чем их пассивное сидение сложа руки и витая каждый в своих облаках.

Дальше из содержания вашего письма, я понял, что с ситуацией вы справились замечательно. Ваша педагогическая импровизация заключалась в том, что вы решили отдохнуть и потанцевать (вот только жаль, что мало подробностей, как вы решали: действительно советовались с классом или это вам пришло в голову, а класс согласился).

Хорошо, что у вас в кабинете на уроке истории под рукой магнитофон и под рукой различные записи в том числе Кадышевой. Хорошо, что ребенок показывал движения, а остальные повторяли. Из вашего описания я точно понял, что если бы ситуация была заорганизованна, то тогда действительно некоторые бы и застеснялись бы и не стали танцевать. Но у вас все было по-живому. И я действительно верю, что «было потрясающе».

А теперь очередные советы по танцам. На будущее попробуйте поступить так. Ученики перед танцем пишут записочки, где указывают различных исторических деятелей по пройденным темам, либо вообще по любым. Например: Калита, смерд, Варяг, княжна Ольга, князь Игорь, Юрий Долгорукий и т.д. и т.п. Показывающий вытягивают записку и начинает под Кадышеву показывать, как тот персонаж, имя которого ему досталось в записке, танцевал бы под эту мелодию. Все повторяют движение и пытаются отгадать, кто был указан в записке: иноземный Варяг или княжна Ольга, смерд или Юрий Долгорукий…

Как вы понимаете, уважаемая Т.А., для слабых учеников очень полезно наполнять абстрактное представление об исторических деятелях собственными телесными ощущениями и двигательными импровизациями. Любой взрослый на подобное задание тут же бы сказал, что разве можно сразу догадаться, тут и не сообразишь какое движение показать, как начать двигаться. А если кто и показывают, то, повторяя, и не сообразишь, кто это может быть. Но на то мы и взрослые, чтобы быть неповоротливыми. Дети подобные задачки решают моментально и очень даже творчески. Это во-первых. А во-вторых, дети тоже встают в тупик, задумываются, и именно эти секундочки и влияют на их интеллектуальное, познавательное развитие.

Конечно, танцы под Кадышеву на уроке истории казалось бы очень далеки от дидактических задач и уж тем более от учебных целей урока. Но вы очень правильно делаете, что не боитесь этой кажущейся отдаленности. А то ведь получается так, что учитель бежит впереди по программному материалу, а дети далеко сзади. И всем учителям нужно бояться вот этой дистанции, которая увеличивается от урока к уроку. Поэтому дети и становятся отстающими. И чтобы выправить эту ситуацию, один из способов — это чудить, не бояться затевать танцы. Тогда творческий дух детей реанимируется, крепнет и начинает распространяться в том числе и на учебный материал. Но, как вы понимаете, это происходит не сразу. И не нужно считать, что если тот или иной урок получился эмоционально, живо, то это значит на следующем уроке дети все будут как шелковые — и никаких проблем. Хороший учитель — это не тот, у кого на уроке нет никаких проблем. Хороший учитель тот, который легко, без затруднений справляется с любыми проблемами на своих уроках. И справляется так играючи, что никому и в голову не приходит, что перед ним стояли проблемы очень даже трудные, почти что неразрешимые.

— Вяч.Букатов.

Разбор ПОЛЁТОВИстория Повторение изученного с танцами «под Кадышеву», или «Колечко, колечко выйди на крылечко»

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика