меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Комментарий 2. Об ОБИДАХ на слабых учеников

Разбор ПОЛЁТОВИстория Получившуюся АБРАКАДАБРУ бросились отгадывать соперники (6 кл)

О типичных огрехах современных учителей // Ответные комментарии В.М.Букатова к письму-отчету учительницы истории

Комментарий 2. Об ОБИДАХ на слабых учеников

В рассказе Татьяны Алексеевны есть интересная деталь, которая, кстати, говорит об искренности повествования: среди соревнующихся были обиды на слабых учеников.  Из текста можно заключить, что обиды эти самой учительнице были не по душе. Но проблему из этого она делать не стала, потому что понимает — ученики не так уж в том и виноваты.

Конечно, появление на уроке подобных обид стимулировала ситуация соревнования на скорость: какая же из двух команд на все вопросы ответит быстрее? Но эти злосчастные обиды товарищей можно было предотвратить с помощью соответствующей режиссуры. Или хотя бы какую-нибудь «соломку подстелить».

Вариантов несколько — на разный вкус…

Во-первых, — снять ситуацию соревнования на скорость. То есть, не делить класс на две команды. Если дети одной цепочкой начнут выбегать друг за другом к доске и выводить на ней ответы, то ситуации наглядного сравнения скорости не возникнет, и обид по этому поводу не появится.

Во-вторых, можно вспомнить, что в подлинных детских играх обязательно бывают как выигравшие, так и проигравшие. И то и другое оказывается весьма нужной для социализации ребенка «игровой составляющей». Правда, при условии многократного повторения как ситуаций игровых выигрышей, так и ситуаций игровых проигрышей.

Какой отсюда может быть вывод? Учителю изначально следует планировать проведение 3-4 конов этой самой эстафеты. Значит, и готовить ему следует не 12 вопросов, а 12×4!

Или — после каждого кона все вопросы перекладывать (или перетасовывать), чтобы начинать соревнование заново. (Согласимся, что в таком повороте дела есть свой резон — не только повторение пройденного, но и его мощное закрепление.)

Ну и, в-третьих, ситуацию «обид на слабых детей» можно предотвратить, включив в ход соревнования и саму подготовку команд к ответам на вопросы. То есть, по-особому организовать во всех командах повторение пройденного. Сделать это можно разными способами. Самым элегантным, пожалуй, будет тот, о котором уже упоминалось в Комментарии 1. А именно: за отведенное время (например, ровно за семь минут!) по материалам таких-то параграфов (с такой-то по такую-то страницу) команде нужно сформулировать и разборчиво написать на карточках 6 вопросов, на которые будет отвечать соседняя команда.

Вот команды и начнут, готовя свои вопросы, листать учебники и повторять пройденное — чтобы потом начать соревноваться в точности своих вспоминаний и скорости своих ответов. Причем, может так получиться, что отдельные вопросы в командах будут повторяться, и отвечать на них будет очень легко. Но наверняка будут и такие, что покажутся кому-то из учеников (а может быть, и самому учителю) весьма неожиданными.

Вот при такой «режиссуре урока» незнание ответа у того или иного ученика окажется укором всей команде — чтобы они «мотали себе на ус» и делали  выводы на будущее, что повторять ранее пройденный материал следует не халтурно, а «как следует».

Вячеслав Букатов

Разбор ПОЛЁТОВИстория Получившуюся АБРАКАДАБРУ бросились отгадывать соперники (6 кл)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика