Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Реплика-комментарий 4

Разбор ПОЛЁТОВЛитература Викторина «Счастливый случай» (8кл)

Викторина в жанре телеигры «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» // Письмо учительницы литературы и ответные комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова

О премудростях
социо-игрового стиля //
Реплика-комментарий 4

Командные гнездышки

Теперь постараюсь показать, как материал викторины, о которой вы рассказали в своем письме, мог выглядеть, если бы урок проводил я. Возьмем ваше задание для I тура: «Кто является автором данного отрывка?» В этом варианте оно слишком уж прямолинейно работает на тренировку памяти и социальной потребности — кто первым вспомнит? А как по-другому?

Итак, у меня 8-классники (к сожалению, вы не указали количество человек, допустим, классы у вас в школе не слишком наполненные, и учеников всего 8 или 12). По считалочке (или с помощью «матка-матка, чья заплатка» — надеюсь, в детстве вы так играли и сейчас можете вспомнить) поделились бы на 2 команды. И каждая команда оборудовала бы себе командное гнездышко (две сдвинутые парты и стулья вокруг). После чего посыльные от каждой команды принесли бы в командные гнездышки один и тот же текст всего одного (!) стихотворного предложения:

Ты видишь на  _________________
Следы глубо___________________
Еще они не  ___________________
И не закр______________________
Сырой п_______________________
И сме_________________________.

Как вы понимаете из приведенного вами отрывка я взял только первое предложение (шесть строчек). Но деформировал его, «отрезав» часть текста по вертикальной косой (предварительно прикинув, как бы это сделать поинтереснее).

Безжалостное СТОП

Как показывает мой многолетний опыт, если даже я замешкаюсь и не успею сказать командам, что полученный текст нужно восстановить (содержание любого задания лучше не раскрывать заранее!), все по собственному почину тут же ринуться дописывать текст.

Конечно, тем, кто вспомнит, что это стихотворение на уроках уже звучало, тому восстановить текст будет чуток проще. Но и тогда ученические варианты могут очень сильно отличаться от лермонтовского (но ученическое внимание к авторскому слову в конечном итоге только выиграет — после нескольких подобных процедур оно станет весьма цепким).

Времени на задание, пожалуй что, я отведу 2-3 минутки (от силы 5). Даже если ученики не все строчки восстановят или не закончат свои обсуждения, какой из предложенных вариантов уместнее для стихотворного размера и (или) предполагаемого смысла (то есть не закончат своего редактирования деформированных строчек), «безжалостно» прозвучит: стоп! Поставили точку. И передали в соседнюю команду для проверки».

Дефицит времени здесь является необходимым ограничением, — иначе некоторые дети могут переутомиться и начнут выпадать из рабочего темпоритма.

Команды же, получив вариант соседей, почувствуют новый прилив сил. И с наступившим «вторым дыханием» ринутся читать и обсуждать уже соседские варианты. Ученикам будет что сравнить и обсудить. И даже если никто из них не вспомнит, что эти строчки принадлежат пиру М.Ю.Лермонтову, — все равно положительный результат эффекта вдумчивого чтения будет на лицо. А значит и педагогика будет в выигрыше. И поэзия — тоже.

Ну а после обсуждения можно будет попросить плюсиками отметить явно удачные варианты соседских реконструкций текста.

Познавательный ажиотаж

Ну а дальше я устроил бы книжный бум, который проходил бы благодаря всё тому же тексту (!). Посыльные приносят в каждую команду с учительского стола пухлые томики Пушкина, Лермонтова, Есенина и Тютчева (не учебники или хрестоматии, а именно томики сочинений). Задание: найти исходный вариант.

Как вы понимаете, все тут же начнут листать, перелистывать, вырывать друг у друга тома (поэтому если каждая команда получит не по одному, а по 2-3 одинаковых экземпляра каждой книги, то это пойдет на пользу и развитию социо-игрового познавательного ажиотажа, и развитию культурного кругозора учеников).

Некоторые школьники смогут быстро найти нужный отрывок. Хотя команды могут подобраться и так, что никто в ней правильного ответа найти не сможет. Но на то она и игра, чтобы были и победившие, и проигравшие. При социо-игровой закваске и в том и в другом случае тренируются не столько социальные потребности, сколько весь духовно-познавательный комплекс человеческих потребностей (где свое достаточно скромное место занимают потребности и социальные).

А закончил бы я работу со стихотворным предложением из Лермонтова скорее всего таким образом. После отыскания авторского варианта командам нужно вернуться к своим плюсикам, которыми они ранее отмечали удачные варианты в соседских реконструкциях, и провести «сравнительный анализ». То есть установить: где же все-таки «лучше», у автора или в соседском варианте?

И совсем не факт, что исходные авторские варианты всегда будут детьми признаваться самыми удачными. И возможность высказывать ученикам «крамольные» мнения некоторых учителей уж очень сильно пугает: «Разве можно сочинить лучше Лермонтова?!» Риторически спросят они. «Конечно же нет!- с готовностью согласится любой из последователи социо-игровой педагогики.- «Да вот только ученикам ой как полезно подобные вопросы и себе задавать и самим на них ответы искать».

Ведь, если мы обратимся к истории литературы, то обнаружим, что многие прославленные авторы частенько скептически отзывались о своих коллегах. Толстой считал, что Шекспир никудышный драматург, Тургенев всегда весьма язвительно отзывался о «скорбной музе господина Некрасова» и, даже Белинский, как помнится, неоднократно заявлял в печати (!), что Пушкин разучился (!) писать стихи.

Конечно, подобные мнения выглядят нелепицами. Но очевидно, что без подобных нелепиц становление большого художника невозможно.

Парадоксы углубления

Уважаемая Л.В., еще раз подчеркну, что в приводимых иллюстрациях социо-игровой режиссуры для меня принципиально, что обе команды получают один и тот же текст. И если в вашем варианте вопрос об авторстве занимает полминутки, то в социо-игровом варианте поиски растянулись бы чуть ли не пол-урока. Но зато с хождениями, возгласами, спорами-обсуждениями, листанием и записью, подчеркиванием и перечеркиванием, и т.д. — одним словом, самым что ни на есть углублением в эфемерный мир стихосложения, что является для учеников явным признаком их культурного становления.

Для социо-игровых заданий характерно, что учителя приносят в класс фрагменты по объему меньше чем обычно, а вот работа с ними у детей получается и более большой, и более захватывающей, чем обычно. Для своего варианта «Счастливого случая» вы заготовили много текстов. Среди них и отрывок из стихотворения Анны Барыковой. Соглашусь, стихотворение довольно интересное. Но и из него я тоже постарался бы сделать некую социо-игровую феерию.

Вячеслав Букатов

Разбор ПОЛЁТОВЛитература Викторина «Счастливый случай» (8кл)

открыть текст следующей реплики-комментария

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика