Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Урок-экскурсия по классу-музею

Разбор ПОЛЁТОВЛитература Урок-экскурсия по классу-музею

[2] Сам себе РЕЖИССЁРШкольный МУЗЕЙ и краеведческая работа

______________________________________________________________________

Из научно-методических материалов рабочего архива В.М.Букатова: Читательские письма  в отдел «Режиссура урока» газеты «Первое сентября» (1998-2006; ведущие редакторы В.Букатов, М.Ганькина) // Опубликовано в «ПС» №35/1999

Урок-экскурсия по классу-музею

 

Письмо сельской учительницы Валентины ГУСЕВОЙ (Кладово, Пошехонский район, Ярославская область) о создании учениками «мемориального музея» и проведении ими урока-экскурсии, с репликами-комментариями доктора педагогических наук В.М.Букатова

/

Тысячи сельских учителей страдают от того, что не могут показать своим детям литературные и исторические места. Но если чуть-чуть пофантазировать…

Подготовка к уроку, о котором я расскажу, потребует времени. Возможно, чем-то придется поступиться: что-то не удастся повторить и закрепить. Тем не менее такие уроки-праздники в школе должны быть. Я уверена, что учителю время от времени следует вспоминать вопрос: «А не пора ли сменить мизансцену?» — и как можно чаще отвечать на него положительно. Спасибо вам за помощь, а читателям за внимание. Давайте тормошить друг друга. Давайте учиться не дремать, а думать и придумывать.

Голь на выдумки хитра

В восторге от статьи с социо-игровыми советами по проведению экскурсий («Первое сентября» №59/1998). Но у нас ни одного музея и близко нет. Экономическая ситуация такая, что моим ученикам за пределы своей деревни выехать не по карману.

Школьники, словно сказку, слушают мои рассказы о том, как в прежние годы наши ученики ездили к Льву Толстому в Ясную Поляну, к Циолковскому в Калугу. Они не очень верят, по глазам видно. Но ведь это было, было! А теперь? А теперь следует действовать по принципу «голь на выдумки хитра».

Вот возьмем и «поедем» в Михайловское — голос памяти зовет. Как только зажечь первую искру, чтобы интерес появился? Решила идти от книги Семена Степановича Гейченко «У Лукоморья», от волшебного аромата ее слов. Приношу на один из уроков эту книгу. Открываю двенадцатую страницу и без особых предисловий читаю:

«Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине — о том, что они долговечнее людей.

Неодушевленных предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество».

— Поехали со мной в Михайловское?

— Поехали!

А сами улыбаются, поняли, что игра. Хорошо, что поняли, не надо тратить силы, чтобы искать верные слова и объяснять, почему мы в ближайшее лето не можем в самом деле навестить Михайловское. Объяснить очень хочется, но не стоит.

— Описание того, что можно увидеть в Михайловском, собрано вот в этой книжке. Выберите то, что вам хочется увидеть, а завтра расскажете.

— Сколько выбирать?

Законный вопрос — не переусердствовать бы зря, но и бледно не выглядеть на фоне класса. Вспоминаю совет «Режиссуры урока» — устанавливать границы от трех до пяти.

— Приносите по пять, отберем самое интересное.

«По пять» — это понятно только нам с ребятами. Столько объектов для осмотра во время будущей экскурсии по Михайловскому войдет в поле зрения экскурсантов.

Книжек всего два экземпляра. Одна — сущая лапша (журнал «Роман-газета»). Предыдущие поколения с нею здорово поработали. Волей-неволей приходится делить класс на две команды и в каждой назначать распорядителя [см. реплики 1, 2, 3], только тогда можно надеяться, что книги побывают в руках каждого [см. реплику 4].

«Хочу увидеть окно…»

На другой день тетрадные листочки и ровненькие, и с оборванными краями, сдвоенные и просто оторванные от страницы уголки-«листенечки» ложатся на мой стол.

Оказывается, это очень продуктивный прием — «найти пять штук интересненького». Спасибо ребятам, что надоумили вспомнить, и спасибо «Режиссуре» за дельный совет. Я и не чаяла получить такой урожай. Читаю. Удивляюсь. Умиляюсь.

— Хочу увидеть окно, у которого любил сидеть Пушкин.

— А озеро Маленец далеко?

— Интересно, какими тогда замками двери запирали?

— Лампадка… Пушкин ведь зажигал лампадку?

— Читал про могилу Пушкина, даже страшно стало. Можно мы туда тоже сходим? Не очень далеко?

— Ключи от парижского чемодана Онегина…

— Старинная пушечка.

— Фотография усадьбы, снятая 5 апреля 1955 года.

— Сосна. Ей 300 лет, Пушкина помнит.

— Яблоки из сада.

— Льняная скатерть.

— Старинный полог-«шептун», которым Пушкин приказал отгородить свою кровать.

— Кусочек дерева от ели-шатра из Тригорского.

— Бронзовые дедовские часы.

— Скамья Онегина.

— Ларец Арины Родионовны.

— Пушкинский бильярд.

— Горбатый мостик.

Собрав все, что накопали дети, пытаюсь разобраться [см. реплику 5], где и что можно посмотреть (сама в Михайловском никогда не бывала — трудно). Начинаю понимать, что изучать придется не только дом-музей. Даже для пятого-шестого классов этого уже недостаточно. Всю территорию заповедника!

Поэтому старшим классам для этой «поездки» выделяю два урока.

Думаете, это просто гвоздь?

Когда материал для экскурсии отобран, необходимо сделать самое сложное — экспозицию. Ребята ее делают с удовольствием. Что-то рисуют, что-то макетируют в натуральную величину. Появляются и оригинальные заменители подлинников — свечи, льняные скатерти, кусок дерева, цветы.

Воссоздать атмосферу музея помогают репродукции картин, иллюстрации к пушкинским произведениям, которые есть в каждой школьной библиотеке.

С экскурсоводами вопрос решить можно по-разному. Я люблю такие экскурсии проводить сама [см. реплику 5]. С малышами могут поработать старшеклассники, но обязательно ребята должны быть эмоциональные, с хорошей речью.

Желающих провести экскурсию бывает хоть отбавляй — устраиваю конкурс. Каждому претенденту даю «объект» [см. реплику 5], о котором он должен собрать как можно больше интересного материала, и не просто собрать, а преподнести воображаемой аудитории.

Вот запись одного из таких устных рассказов: «Как вы думаете, что это? Не догадываетесь? Это гвоздь! (Восторженная пауза.) Не простой гвоздь, а от гроба Пушкина! (Опять большая пауза, обводит всех глазами, будто проверяет, шевелятся ли у малявок волосы на макушке.) Этот гвоздь Семен Степанович Гейченко взял для музея, когда вскрывали могилу Пушкина. Люди ночь не спали, домой не уходили, ждали, когда будет вскрыта внутренность склепа. Столько лет прошло (просит посчитать. Пауза нужна, чтобы дать возможность деткам расслабиться, да и самому глотнуть воздуха побольше), а стенки гроба сохранились, только вот крышка обрушилась внутрь. Прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались только волосы».

Пушкинское эхо

Начиналась экскурсия перед дверями нашего самодельного музея. Малышам для большей достоверности мы прочитали нотацию о том, как себя вести в музее (руками ничего не трогать, не отставать, не разговаривать). Для старших этого делать не стали. Они все равно из любой ситуации выкрутятся.

(Ходил-ходил, сел на пол.

— Ты чего? Заболел?

— Да нет, поваляюсь на лужочке.)

При проведении экскурсии с малышами лучше создать игровую ситуацию. Например: «Садимся в вагончики, путь наш долгий». А если еще и по стакану газировки налить, то они и жаркое лето представят. Даже если за окнами снежная кутерьма [см. реплику 6].

Со старшими лучше затевать игру другую. Предложить им заранее приготовить «билетики» — сведения о михайловском периоде жизни Пушкина, которые будут начинаться словами: «А я знаю, что Пушкин…»

После того как билеты будут «куплены», раскрыть широко дверь класса, и пусть они, подобно герою фильма «Любовь и голуби», окунутся в атмосферу музея-заповедника [см. реплику 7].

И так просто, остановившись у обычного классного окна, сказать: «Представьте себе, что у этого окна любил сидеть Пушкин». Как подметил это Семен Гейченко, «тут все они начинают смотреть на обыкновенное окошко и вдруг видят, что оно не обыкновенное, что никто из них такого раньше не видел, не видел около окна этого зеленого куста, что другого такого куста нет на всем свете, что над кустом небо, какое было при Пушкине, и облако, и отраженный стеклом силуэт пролетающей птицы, которую, может быть, видел и он».

Очень важно не только интересно начать экскурсию, но и своеобразно ее закончить. Предлагаю ребятам повернуться к окошку и «крикнуть шепотом» (чтобы другие классы не подумали, что у нас крыша поехала): «Александр Сергеевич!» И ждать, затаив дыхание, чтобы вдруг кому-то почудилось: «А-у-у! Иду-у!» Почудится — значит, экскурсия состоялась.

Валентина ГУСЕВА

Кладово, Пошехонский район, Ярославская область

.

Разбор ПОЛЁТОВЛитература Урок-экскурсия по классу-музею

[2] Сам себе РЕЖИССЁРШкольный МУЗЕЙ и краеведческий КРУЖОК

.

.

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

j

о

о

о

о

о

j

j

j

j

j

о

Яндекс.Метрика