Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Реплика-комментарий: 5

Разбор ПОЛЁТОВЛитература Урок-экскурсия по классу-музею

Реплика-комментарий: 5

Хорошо, когда учителя заражаются от учеников любопытством. Детская непосредственность и некомпетентность часто помогают взрослым взглянуть на известное в новом ракурсе, «из нового окошка».

Но взрослого, обогатившегося детским любопытством, неминуемо поджидает опасный соблазн. Соблазн инициативности. Восхитившись открывшимися горизонтами, взрослому часто хочется не только подольше полюбоваться самому, но и предъявить образец для копирования. Мы порой становимся слишком инициативными и, застревая в оконном проеме, не только заслоняем детям пейзаж, но и настойчиво указываем, куда глядеть. Возрастная дальнозоркость начинает навязываться детям. Их же обычно интересуют детали, которые для нас, взрослых, являются давно пройденным этапом.

Спасибо, Валентина Павловна, что подробность и искренность вашего описания позволяют доброхотам режиссуры урока задуматься: а всегда ли наши собственные попытки разобраться идут на пользу детям? Не ущемляем ли мы их силой своего интереса?

Можем ли мы, поймав себя на увлеченности, скомандовать себе «стоп!» и, замерев, уступить детям самое аппетитное — возможность разбираться самим? Или уступить возможность вести экскурсию, которую не терпится начать самой? Или уступить судейство в конкурсе, когда желающих претендентов хоть пруд пруди?

Учителей иногда смущают положительные ответы на подобные вопросы. Их внутренний оппонент начинает сопротивляться: «Как дети могут судить, готовить экскурсию, разбираться, где и что можно посмотреть, если в Михайловском никогда не были? И Гейченко не читали, разве что отдельные развороты?». Так, может быть, попытка разобраться в маршруте или судействе и окажется тем стимулом, который обеспечит эмоциональность и результативность обучения?

Смысл этой реплики-комментария в том, чтобы учителя, заряжаясь любопытством от детей, затем поступали бы противоестественно для человека, почувствовавшего жажду. Вместо того чтобы прильнуть к ковшику с водой — спокойно передать его детям и терпеливо ждать, когда они набалуются, насытятся пусканием пузырей, расплескиванием и прочими, казалось бы, несерьезными шалостями, благодаря которым им был открыт и родник, и наша внезапная жажда.

Вячеслав Букатов

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика