Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Комментарий 5: О ПОЛЬЗЕ УЧЕНИЧЕСКИХ УГЛУБЛЕНИЙ

Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы Парные звонкие и глухие согласные (урок руссого языка во 2 кл.)

Парные звонкие и глухие согласные (урок русского языка во 2кл.): Письмо-отчет учителя начальной школы и ответные комментарии научного руководителя, доктора педагогических наук В.М.Букатова

Комментарий 5: О ПОЛЬЗЕ УЧЕНИЧЕСКИХ УГЛУБЛЕНИЙ

Из отчета узнаю, что мальчики должны подобрать проверочное слово. И в приведенных вами примерах-иллюстрациях для меня очевидно, что особой вариативности не было: если дуб, то дубы, если год, то годик. Это меня смущает. Я думаю, что однозначность была уже заложена в самой режиссуре запланированных вами действий. Ведь допустим, если бы пусть даже слова из учебника «дуб, год, пруд, зуб» были бы написаны не только для мальчиков, но и для девочек, то тогда между ними началось бы интеллектуальное соревнование: кто быстрее проверочное слово подберет.

Если проверочное слово уже подобрано, а другая команда сдаваться не хочет, то она еще одно проверочное подберет! И нам, взрослым, это же выгодно. Тогда бы, глядишь, не только «годик» появился, но и «година», «годовщина», не только «дубы», но и «дубовый» или «дубрава».   (Ведь в этом слове звонкую Б с глухой П ну никак не перепутаешь, а ведь формально вроде бы слово «дубрава» не является проверочным для слова «дуб», т.к. гласная после сомнительной согласной не идет.)

Ну а теперь вернемся к моему предложению выписывать слова из случайного разворота любой книжки. Ведь этот прием достаточно прост. Почему же в методичках о нем не пишут, почему учителя своим умом до подобного приема не доходят. Да все потому, что и учителя, и методисты боятся: а вдруг ученики какое-нибудь такое слово выберут, которое изучаемому правилу не соответствует, и о котором учитель и сказать-то толком не сможет. Как тут быть?

Очень просто. Недоумение взрослому перед учениками не скрывать, свое незнание не утаивать. Тогда ученики будут видеть, что оказывается наш-то родной русский язык такой сложный, что даже взрослые, даже учителя в тупик иногда встают. Что уж нам-то?

А то ученики привыкли считать только себя незнающими и слабыми и им кажется, что мы, взрослые, ошибок не допускаем и все знаем. И такая их уверенность мешает им и с легкостью игриво ошибаться, нарабатывая умение исправлять ошибки… И у детей возникает картина, что, например, взрослые про родной язык все знают, поэтому делать там умному человеку уже нечего. Надо всего лишь выучить все правила и правильно их применять. Но ведь это не так. И наука «лингвистика» как была одна из самых трудных наук, так и осталась. Ведь это по-моему только в «школьной физике» все вопросы решены. А в лингвистике до завершения полной картины очень далеко, сплошные загадки, проблемы, белые пятна. Кто их будет решать? Если мы своих учеников 10 лет с 1-го класса будем приучать к мысли, что в языке, что в математике никаких научных проблем нет, проблем для взрослых, то откуда им научным кадрам потом взяться?

Вячеслав БУКАТОВ

Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы Парные звонкие и глухие согласные (урок руссого языка во 2 кл.)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика