меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Реплика-комментарий 5.А: ЗАЧЕМ ОБЪЯСНЯТЬ, ЕСЛИ ВСЕ В КЛАССЕ И ТАК ЗНАЮТ?!

Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы«БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.)

«БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.): Письмо-отчет учительницы начальных классов и ответные реплики-комментарии научного руководителя, доктора педагогических наук В.М.Букатова

Реплика-комментарий 5.А: ЗАЧЕМ ОБЪЯСНЯТЬ, ЕСЛИ ВСЕ В КЛАССЕ И ТАК ЗНАЮТ?!

Помнится недавно мне моя коллега Александра Петровна Ершова рассказывала об уроке, который она подготовила вместе с одной из своих учительниц-экспериментаторов. Учительница планировала рассказать ученикам, что такое треугольник, какие у него свойства, а потом устроить проверку усвоения. А когда они с Александрой Петровной покумекали, то в результате она отважилась сделать вот как.

Каждый ученик перед собой положил листок бумаги и ножницы (которые все дети принесли с учительского стола). А учительница всего лишь поинтересовалась: а кто-нибудь может отрезать треугольник? Все тут же и отрезали. А кто может на доске нарисовать любой треугольник? Тут же абсолютно все ученики подбежали к доске и много-много самых разных треугольников и нарисовали.

Ну а потом дети выбирали из многообразия нарисованных на доске треугольных фигур самые похожие, самые большие, самые маленькие. Заодно рассказывая учительнице про свойства, особенности треугольников.

Это я все к тому, что учительница увидела, что пойди она по обычному пути и начни она урок с объяснения «что такое треугольник и какие у него свойства и особенности» то по сути дела это было бы даром потерянное время. Чего классу объяснять, если все и так все знают.

А еще помнится, что Александра Петровна как-то рассказывала про урок в первом классе «знакомство с числом 8». И так учительница начала с того, что нарисовала восьмерку на доске и спросила у детей: кто что про это знает? Дети все наперебой стали объяснять учительнице, что это и число, и цифра. Один сказал, что они живут на девятом этаже, так вот восьмой у них под ногами. А кто-то сказал, что рядом с их домом ходит 248 автобус и пошло-поехало… Появилось и 88, а потом даже кто-то сказал, что машина стоит 8 тысяч 543 евро. Вот вам и восемь. Вот вам и знакомство с числом восемь.

Я к тому, что мы, взрослые, склонны задерживать детей в развитии. Мы склонны не признавать тот реальный богатейший опыт, который у них уже накоплен. Нам все кажется, что они маленькие и ничего не знают. И именно этот наш настрой иногда и сдерживает развитие ребенка на наших уроках. И детки привыкают (уважая наши ожидания) продвигаться вперед чинно, маленькими шажками, так что на самом деле никакого продвижения уже ни им, ни кому-либо уже и незаметно. А приводит это к тому, что со временем детки вообще двигаться в своем развитии вообще перестают. И все их развитие уходит в какую-то партизанскую, окопную жизнь.

— Вячеслав БУКАТОВ

Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы«БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика