Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Реплика-комментарий 5.В: ВНИКАТЬ или НЕ ВНИКАТЬ?

Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы«БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.)

«БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.): Письмо-отчет учительницы начальных классов и ответные реплики-комментарии научного руководителя, доктора педагогических наук В.М.Букатова

Реплика-комментарий 5.В: ВНИКАТЬ или НЕ ВНИКАТЬ?

А теперь о той ситуации, когда лягушонок держит 7 и 9 и звучит вопрос: какое число нужно вставить? А что значит вставить? У лягушенка же две руки (правда лапок четыре). Ведь одно дело, если бы лягушонок карточки не держал, а раскладывал на земле (т.е. в лапках бы своих не держал),- тогда ему можно помочь. И я понимаю, почему у детей возникло недоумение: одну карточку класть или две? Те, кто за алгоритм взял первый пример, лягушонок держит 7 и 9, и учительница членораздельно произносит вопрос: КАКОЕ ЧИСЛО НУЖНО ВСТАВИТЬ? Обратим особое внимание на слово «число». Оно в единственном числе. И этот алгоритм некоторые дети переносят в другую ситуацию, когда лягушонок держит 2 и 5. Они видят проблему в том, что же должно быть на карточке, чтобы все согласились, что именно ее нужно вставить.

Честно говоря, и эту проблему дети решить могут. Правда, не сразу. И наверняка, как-нибудь необычно. А вот необычности взрослые, как правило, побаиваются. Ведь им придется судить — правильно или нет, — а значит нужно будет использовать и свои представления о множествах, и о разных экзотических закономерностях и последовательностях, которые взрослый еще со своих школьных времен, например, невзлюбил…

А другие ученики первому примеру не придали значения алгоритма, и поэтому с легкостью могли поставить что 2, что 3 карточки, а то и одну. Но правда, может быть, кто-то алгоритм-то и увидел, но оказался таким внимательным, что запомнил исходную формулировку задания «поможем лягушонку вставить пропущенные числа» (слово «числа» — во множественном числе!, см. письмо-отчет). Вот тогда этот ученик — сверхученик, почти что гений.

Но скорее всего, именно  таких как раз и не было в числе тех, кто с легкостью положил две карточки между 2 и 5. Вот и поди разберись: кого же мы, взрослые, назвали умными и за что? За то, что не обратили внимание на предыдущий показ? или за то, что не сделали соответствующих выводов из множественного числа в исходном задании?

На мой взгляд, очень многие задания в методиках настолько выветрились, и учителя в них настолько не видят смысла (золотой ключик, изюминка утеряны), что эти задания годятся только для того, чтобы устраивать на уроках тягомотную болтанку на месте: туда-сюда без всякого продвижения вперед, без всякого развития. Одно противоречит другому. Так что ученик делает вывод: лучше вообще в это не вникать, не вдумываться, махнуть рукой, а там, глядишь, как-нибудь все само собой образуется.

И следует признать, что именно к такому выводу приходит большинство учеников в наших школах, и именно с такой установкой большинство из них потом отсиживают за школьными партами все 11 лет своей юной жизни.

— Вячеслав БУКАТОВ

Разбор ПОЛЁТОВНачальные классы«БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ» с лягушонком и считалочкой (математика в 1 кл.)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика