меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Как зима с весной встречаются (старш.гр.)ббуревесни

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ Как зима с весной встречаются (старш.гр.)

Письмо-отчёт М.И., воспитательницы детского сада «Огонёк» (экспериментальной площадки социо-игровых технологий обучения) с ответными репликами-комментариями научного руководителя доктора педагогических наук В.М.Букатова

Как зима с весной встречаются,

и — кто же кого победит?!

В первой половине февраля в старшей группе (8 человек) провели досуг «Как зима с весной мерились». Перед досугом была проведена предварительная беседа, где я рассказала детям, что 15 февраля впервые зима с весной «встречаются». На улице в этот день принято было с утра заклички солнцу кричать, проводить игрища, зимоборы.

Заучили заклички, пословицы. По вашему методу это делать нельзя, а в детском саду без предварительной работы ребенок как чистый лист. (См. Реплику-комментарий 1. — В.Б.)

«Давайте и мы весну позовём!»

В начале урока я напомнила детям, что мы сегодня будем играть, веселиться, солнышко зазывать потому, что мы отмечаем праздник Сретенья. Зима с весной встречаются и борются, кто кого победит. Даже пословицу народ сочинил: «Весна встретилась с зимой, словно кафтан с шубой». По деревням распевались веснянки — зазывные песенки о весне.

— Давайте и мы весну позовем к нам, для нее веснянку споем.

Дети встали в хоровод и спели:

Весна, весна красная,
приди, весна, с радостью,
(поднимают руки, как бы протягивая их к солнцу)
с радостью великою,
с милостью богатою,
со льном высоким
(встают на носочки и высоко поднимают прямые руки),
с корнем глубоким,
(слегка наклоняются, и, опустив руки вниз, показывают на землю),
хлебом обильным.
Весна, весна красная,
на чём пришла-прибыла (разводят руки в стороны)?

— Ребята, как вы думаете, на чём приедет весна?

Были разные варианты ответов, на лошади, машине и т. д.

— А в старину говорили, на сошечке, на бороночке (показываю картинки). Ребята, а вам зима не надоела? (кто говорит, «нет», кто говорит — «да»). А весну ждете? Но, а зима еще не хочет уходить. Давайте про зиму хоровод исполним.

Мелодия «А мы просо сеяли». Воспитатель в кругу. «Я зима студеная, вьюжная (дети идут по кругу)». Дети: «С ледяными ветрами дружная». Дети: «А мы вышли с санками погулять (дети по парам берутся за руки, едут на санках — один ребенок впереди, другой сзади)». И т. д.

«Солнышко» против «Снежинки»

— На Сретенье появлялись сосульки, поглядим, чья команда больше собьет сосулек.

Игра «сорви сосульку». Взрослые держат скакалки на высоте, по сигналу игроки подпрыгивают и срывают сосульки. Побеждает та команда, у которой было название «Снежинка» (как дети выбирали названия своим командам в письме-отчёте ничего не было; может быть это неслучайно? — В.Б.) У них 6 сосулек, а у «Солнышка» 5. Награда — настоящая сосулька (конфета).

— А теперь ребята, кто больше загадок отгадает. А загадки будете сами друг другу задавать.

Команда «Солнышко» загадала загадку: «Что висит вниз головою, не летом, а зимою» (сосулька). Команда «Снежинка» загадала загадку «В новой стене, в круглом окне, днем стекло разбито, за ночь вставлено» (прорубь).

Я уже писала, что загадки заучили заранее. Каждая команда загадала по 3 загадки, победила дружба. (См. Реплику-комментарий 2.- В.Б.) А в награду получили воздушные шары.

— А теперь отгадайте мою загадку «Не зверь, не птица, под снегом таится. Весна придет — победит, запоет» (ручей). Молодцы!

Сугробы из простыней и нарисованный подснежник

Потом играли в «ручейки». Участвовали две команды по 4 человека. Перед командами на полу разложили по три «сугроба» из простыней. Дети встали друг за другом и положили руки на плечи впереди стоящего. По сигналу команды- «ручейки» обегали «змейкой» «сугробы» и возвращались на прежнее место (см. Реплику-комментарий 3.- В.Б.). Победила команда «Солнышко» (у них на 1 шарик стало больше).

— Ребята, как только начинаем таять снег, какие цветы появляются первыми? Как они называются (показываю)? Правильно, подснежники. (См. Реплику-комментарий 4.- В.Б.)

Две команды играют в игру «Подснежники». У каждого участника команды какая-нибудь часть цветка (стебелек, листок, лепесток и так далее). На расстоянии 3-4 метров от команд лежали обручи. По сигналу дети по очереди подбегали к обручу и выкладывали из деталей подснежник. Победила команда «Снежинка». Очень старался Данила М.

А теперь, ребята, давайте посчитаем, сколько у нас шаров и сосулек, чья команда лучше справилась.

Победила дружба (см. Реплику-комментарий 5. — В.Б.).  Дети все вместе спели песню о весне «Веснянка» с движением.

— Хоть и весна уже близко, все равно еще холодно, но уже тает снег, появились ручейки, первые проталины. Уже солнце на лето, зима на мороз поворотилась. Хоть и злится зима, а весна уже входит в свои права. Ждем ее с радостью, мы готовы ее встретить. Давайте на прощание споем «Вот уж зимушка проходит».

Все встают в хоровод и поют песню…

Давайте-ка прислушаемся к подсказкам собственной интуиции

Реплики-комментарии В.М.Букатова

Уважаемая М.И., спасибо за письмо-отчет о вашем занятии-досуге. Читать интересно. И хорошо, что вы усердно приобщаете детишек к фольклору (пусть даже в столь адаптированных вариантах, какими являются новоделы распространённых сегодня методик).

Но некоторые строчки вашего письма меня слегка озадачили. Например, формулировка, что, дескать, по вашему методу «заклички и пословицы заучивать нельзя»…

Итак, всё по порядку.

Реплика-комментарий 1. Как же детям запоминать слова?

Реплика-комментарий 2. «В поддавки» или на самом деле?

Реплика-комментарий 3. Язык до Киева доведёт!

Реплика-комментарий 4. Как мы невольно приучаем детей не доверять собственному опыту

Реплика-комментарий 5. О необходимости возвращения игровым проигрышам воспитательной значимости (и о трёх универсальных способах этого возвращения)

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ Как зима с весной встречаются (старш.гр.)

ооо

ооо

ооо

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Реплика-комментарий 1:

Как же детям запоминать слова?

ооо

ооо

.

.

.

.

.

Реплика-комментарий 2:

«В поддавки» или на самом деле?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ооо

 

Реплика-комментарий 3:

 

Язык до Киева доведёт!

ооо

ооо

Реплика-комментарий 4:

Как мы невольно приучаем детей не доверять собственному опыту

ооо

ооо

Реплика-комментарий 5:

О необходимости возвращения игровым проигрышам воспитательной значимости

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика