меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Реплика-комментарий 2: «В поддавки» или на самом деле?

Реплика-комментарий 2:

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ Как зима с весной встречаются (старш.гр.)

Давайте-ка прислушаемся к подсказкам собственной интуиции // Реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова к письму-отчёту М.И., воспитательницы детского сада «Огонёк» // Реплика-комментарий 2:

«В поддавки» или на самом деле?

Во время занятий параллельно обучению детей происходит их воспитание. И если обучение по какой-то из причин начинает отсутствовать, то процесс воспитания при этом всё равно продолжает протекать. Как например, в моменте, связанном с загадками, мы видим явное доминирование демонстрации результатов воспитания и подавление процесса обучения.

Читаю: «… загадки заучили заранее. Каждая команда загадала по 3 загадки, победила дружба». Понимаю, что обучение на занятии-празднике, если и было, то «кот наплакал». Какой смысл отгадывать загадки, которые накануне учили всей группой? Но «победила дружба»! В чём? В умении играть с воспитательницей «в поддавки», демонстрировать свой конформизм.

Сразу подчеркну, что детям и «в поддавки» со взрослыми нужно уметь играть, и в «разумных пределах» свой конформизм нужно уметь демонстрировать. Иными словами — быть социализированными в соответствии со своим возрастом. (Иначе ребенок будет каким-то аутистом.)

И так описываемое мероприятие было в основном направлено на демонстрацию достигнутой детьми социализации. А можно ли подобное занятие повернуть и на обучение? Социо-игровая режиссура отвечает — вполне. То есть на любом занятии-досуге, занятии-празднике или «открытом занятии» можно не только заниматься воспитанием конформизма детей, устраивая «выставку» их достижений, но и реальным обучением заниматься (напомню, что параллелизм воспитания и обучения является реальном залогом их прочной эффективности). Перейдём к примерам.

Представим, что на предыдущем занятии, когда дети заучивали загадки, допустим, им было дано такое «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»: узнать у мамы её любимую загадку. (Когда родители придут забирать детей, то воспитательнице, конечно, нужно бы сообщить об этом задании и взрослым. Но всё равно часть детей ничего не узнает. Но кто-то «мамину загадку» так-таки принесёт. И какой бы эта загадка не была -­ простой или заковыристой, известной или новой даже для воспитательницы, народной или авторской — для педагогического сопряжения процесса обучения и воспитания на занятии и поимки «133 зайцев» ситуация может возникнуть замечательная…

И вот на самом празднике каждая малая группка может загадывать другим три загадки: 1) из тех, что учили накануне, 2) любую из «любимых маминых», 3) из своих любимых (быть может даже собственного сочинения — вспоминается как однажды в подшефном детском саду во время открытого занятия тройка пятилетних девочек, давясь от смеха, загадали о кошке собственного сочинения загадку, которую тогда никто (!) не смог разгадать: кто по полу бегает и хвостом махает?)…

Вячеслав Букатов

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ Как зима с весной встречаются (старш.гр.)

открыть следующий комментарий в новом окне

ооо

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика