Разбор ПОЛЁТОВ → Образование ДОШКОЛЬНИКОВ→ «Внешнее строение человека»(подг.гр.)
«Внешнее строение человека» (подгот. гр. детского сада)
Письмо Раисы Николаевны Сюрвасевой и Ольги Анатольевны Самариной (г.Сыктывкар, д/с №93) с рассказом (конспектом) о занятии в подготовительной группе по теме «Внешнее строение человека» с ответными репликами-комментариями доктора педагогических наук В.М.Букатова Здравствуйте Вячеслав Михайлович. Предлагаем вашему вниманию один из конспектов проведённого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Очень бы хотелось узнать не только ваше мнение, а реплики-комментарии. Тема: Внешнее строение человека. Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов; их значении для человека. Задачи: — обучать дифференцировать понятия «часть тела» и «орган»; — расширять представления детей о значении тех или иных органов; — развивать умение сравнивать; анализировать; строить логические суждения;
— развивать эмпатию, желание и готовность помогать самому себе другим людям; — воспитывать бережное отношение к своему организму; — воспитывать партнёрские отношения; чувство ровестничества; — развивать диалогическое общение. [См. Комм.: §10 — В.Б.] Ход занятия Вначале занятия воспитатель обращает внимание на картинку инопланетянина, который утверждает, что люди такие же, как и они, те же туловище и голова. Педагог делает вид, что растерялся и спрашивает у ребят: «Как нам доказать, что люди отличаются от инопланетных жителей?» Дети предлагают: сравнить, найти отличия. Ольга Анатольевна предлагает с помощью игры «Знатоки» вспомнить из чего же состоит человек. Дети, передавая друг другу куклу-пупса, глядя друг другу в глаза, перечисляли из чего же состоит человек. (Из 15 ответов был всего 1 повтор). [См. Комм.:§1 — В.Б.] Затем педагог предложила с помощью подходящих карточек к картинкам: здоровые зубы; здоровые уши; здоровые глаза поделится на компании и выбрать капитана. [См. Комм.:§2 — В.Б.] Детям предложили назвать команды (можно самим, а можно использовать рисунки на карточках). Команды получили названия ( «Чистые уши», «Белые зубы», «Здоровые глаза»). [См. Комм.:§3 — В.Б.] Первое задание одна на все компании: Найти отличия человека от инопланетянина [см. Комм.:§4 — В.Б.]. Первыми справилась компания «Белые зубы». Вышли 2 ребенка и перечислили все отличия [см. Комм.:§5 — В.Б.]. Добавления от других компаний были только о цвете кожи и отсутствии волос. Но опять проблема Инопланетянин спрашивает, можно ли назвать одним словом всё, что перечислили дети. Ребята такого слова вспомнить не смогли. Тогда Ольга Анатольевна сказала о том, что люди договорились назвать все перечисленное — органами. 2 задание (всем компаниям): Где можно узнать об органах? «Белые зубы» — спросить у взрослых «Чистые уши» — узнать в школе или можно прочитать в книгах «Здоровые глаза» — можно спросить у воспитателя или у родителей. [См. Комм.:§6 — В.Б.] 3 задание: Необходимо объяснить Инопланетянину для чего нужны органы людям и какие необходимо выполнять правила, чтобы сохранить их здоровыми. Чтобы рассказы компаний получились последовательными, детям была предложена модель. «Чистые уши» — рассказывали про глаза (Рассказы детей: Глаза нужны для того, чтобы смотреть, видеть, читать, любоваться красотой, чтобы смотреть куда идти, чтобы можно было работать и помогать друг другу. Чтобы они оставались здоровыми, нужно их беречь: нельзя трогать грязными руками, смотреть близко и долго телевизор, лёжа читать — и ещё нужно проверять зрение у врача) Рассказы других компаний тоже получились довольно подробными. [См. Комм.:§7 — В.Б.] 4 задание (творческое). Ольга Анатольевна сказала: бывает так, что человек здоров, но почему-то у него нет настроения (и показала картинку мальчика с грустным лицом). Что нам показывает, что человеку плохо или грустно? Дети ответили, что могут подсказать глаза, лицо, рот и т.д. т.е. мимика и жесты. Педагог предложила компаниям показать: «Чистые уши» — удивление и огорчение «Белые зубы» — радость и стеснение «Здоровые глаза» — злость и испуг Все компании отлично справились с показом и обсуждением того, что показали другие. 5 задание.Еще раз посмотрев на картинку с мальчиком, ответить на поставленный вопрос: Что может быть причиной плохого настроения и как можно помочь? (Ответы детей были самые разные: если он ушибся, то можно пойти рассказать маме; если поссорился с другом, то самому можно; если что-то натворил, то нужно извиниться; если грустно одному то можно посмотреть телевизор, послушать музыку, позвонить другу; и т.д.) Проблема решена и воспитатель картинку с грустным мальчиком меняет на веселого). [См. Комм.:§8 — В.Б.] В конце занятия Ольга Анатольевна предположила, что Инопланетянину будет легче рассказать своим соплеменникам про все, что он узнал с помощью рисунков. Дети взяли листочки, на которых были нарисованы части тела (голова и туловище). Педагог загадывает загадку, а дети отгадывают и дорисовывают свой рисунок. а) Любят мультики и сказки б) Хобот – это у слоненка, в) Дружит очень с ним живот, г) Две подружки на макушке д) Карандаши и авторучки е) То, что скушает наш рот, ж) Они шагают по дорожке — Кто же у вас получился? (ЧЕЛОВЕК) Как вы думаете, сможет ли Инопланетянин рассказать о нас людях на своей планете и почему? (дети вспоминают ход занятия) О чем вы сегодня услышали впервые (части тела: голова и туловище, а остальное — органы) Какие задания вам показались труднее (не смогли назвать одним словом из чего состоит человек), а остальные были легкими, потому что мы думали вместе. Будем ждать ваших комментариев. С уважением Раиса Николаевна Сюврасева и Ольга Анатольевна Самарина
Ответные КОММЕНТАРИИ . Здравствуйте, уважаемые Раиса Николаевна и Ольга Анатольевна! Спасибо за письмо, за рассказ-конспект, за интерес к социо-игровому стилю обучения детишек. Конспект очень интересный. Я искренне порадовался. Видно, что коллектив продвинутый, что шулешкинский интерес к детям Вам знаком. Надеюсь, что мои реплики-комментарии помогут вам и вашим коллегам осваивать новые рубежи профессионализма и делать жизнь ваших воспитанников более насыщенной, творческой и весёлой. С пожеланием творческих успехов, находок, открытий и ожиданием новых посланий-рассказов Вячеслав Букатов Перечень реплик-параграфов с ответными комментариями В.М.Букатова §1. О «Знатоках» и других вариантах «Волшебной палочки» §2. О том, какие карточки будут «подходить», а какие нет §3. О самоназвании детских команд §4. О сюжетном обрамлении заданий §5. О социо-игровой пользе ограничений §6. Об иллюзорной точности учебных формулировок и необходимости развивающих парадоксов §7. Угодить взрослому или прыгнуть выше своей головы? §8. О командных показах и смене ролей на занятии §9. О загадках и разнообразии мизансцен по их отгадыванию §10. Об учебных задачах и учительской зашоренности воспитателей . .
|
. . . . . .. . . . . . . . . . . . §1. О «Знатоках» и других вариантах «Волшебной палочки» . .. §2. О том, какие карточки будут «подходить», а какие нет 2 (1). Интересное разнообразие // 2 (2). Не формировать «комплексы неполноценности»
. .
§3. О самоназвании детских команд 3 (1). Хозяйское отношение // 3 (2). Как выйти на непредсказуемость
..
§7. Угодить взрослому или прыгнуть выше своей головы? 7 (1). Роль смены мизансцен // 7 (2).Куда же мог убежать инопланетянин?// 7 (3). Опять об учебном языке взрослых
. . §10. Об учебных задачах и учительской зашоренности воспитателей 10 (1). О шорах на глазах воспитателей // 10 (2). О возможной пользе ограничений // 10 (3).О детских открытиях на занятии, как показателе профессионализма воспитателя
|
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.