Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

§6. Об иллюзорной точности учебных формулировок и необходимости развивающих парадоксов

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ«Внешнее строение человека»(подг.гр.)

.

.

.

Ответные реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова

к рассказу (конспекту) Раисы Николаевны и Ольги Анатольевны о занятии с детьми  в подготовительной группе детского сада (г.Сыктывкар)

.. .

§6. Об иллюзорной точности учебных формулировок и необходимости  развивающих парадоксов

Разговор воспитателя с детьми получился по-домашнему милым. Замечательные ответы детей, о том, где можно узнать об органах (у взрослых, в школе, в книгах, у родителей). Но сейчас я хочу обратить внимание воспитателей на иллюзорную точность учебных формулировок. Взрослый стремился к точности и ему кажется, что она достигнута, но на занятии от предполагаемой точности  частенько не остаётся и следа, потому что образный мир дошкольников диктует свою особую логику. И воспитатель должен прислушиваться именно к ней. И в своих рассуждениях опираться именно на неё, а не на взрослую точность «железной логики».

Поясню на примере той ситуации, что была изложена в рассказе. Воспитатель, следуя своему конспекту, говорит, что всё, перечисленное детьми, можно назвать органами. Так ли это? Ведь они (если верить рассказанному) называли и кожу, и волосы. Да и сами названия команд к органам имеют весьма сомнительное отношение — что ухо, что зубы.

Гораздо полезнее детей погружать в лабиринт парадоксов. Например, голова с одной стороны может быть «частью тела». А с другой — «органом понимания». Глаза — и «частью лица» и «органом зрения»…

С этой точки зрения меня порадовала некоторая размытость (неопределённость, неточность) формулировок, использованных на занятии. Например, по эстафете все называли «из чего же состоит человек». Подчеркну, что не «из каких частей…» или «какие органы…» — подобная однозначность может привести к ошибочным, смешными и (или) досадными недоразумениями и заблуждениями в представлениях детей. Когда же воспитатель и сам помнит об иллюзорности категоричных формулировок, то он и детей настраивает на диалектическую премудрость бытия: прежде чем что-то сказать, нужно заново подумать, а так ли это здесь-и-сейчас

.

= перейти к следующему параграфу с репликой-комментарием =

Разбор ПОЛЁТОВОбразование ДОШКОЛЬНИКОВ«Внешнее строение человека»(подг.гр.)

. .

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика