меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

МАЛЕНЬКИМИ шажками к заветной цели (о режиссуре «съедобного» и «несъедобного»)

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА МАЛЕНЬКИМИ шажками к заветной цели (о режиссуре «съедобного» и «несъедобного»)

Маленькими шажками

к заветной цели

О режиссуре «съедобного» и «несъедобного» на школьных уроках истории

Начну сразу с риторического вопроса: это почему же социо-игровую методику не преподают в педагогических ВУЗах?

В нашей школе так получилось, что в этом году все учителя истории «вышли»: один ушёл на повышение, другой — переехал в соседний город, третья отправилась в декрет. А были один лучше другого. И все они время от времени свои уроки в социо-игровой стилистике давали.

Было трое, а тут — ни одного…

Вот и прислал нам педвуз свою выпускницу. Девочка умница: с отличием закончила истфак и скромная. Правда школьников она побаивалась… Поэтому строго держалась той методике, которой её учили в Вузе.

А сегодняшние дети никого не боятся. И когда у них уроки истории стали проходить на манер институтских лекций: всё под запись, всё под диктовку, да всё быстро, — то в народе начало зреть недовольство. Потому что, кто-то начал не успевать. А кто-то трудные слова стал записывать так, как они ему услышались (а у нас ведь в школе каких только национальностей не сыщешь, так что каждый слышит по-своему)…

И тогда во всех классах — с 5 по 11 — наша скромная выпускница заменила все устные опросы письменными. Это чтобы ученики поменьше на уроках кричали, и чтоб поменьше мешали ей свои лекции читать…

Тогда ученики ко мне. И как от завуча требуют — верните наших прежних учителей. А их же нет. Что делать? Вот и пришлось мне сидеть на всех уроках истории. У меня в неделю своих уроков 3 часа и 23 — её истории.

Ну, что, — думаю — давай, помогай социо-игровая методика. Дала девочке все книжки В.М.Букатова и А.П.Ершовой. Хорошо, что наша школа по социо-игровой методике работает уже несколько лет, поэтому в библиотеке проблем с литературой нет.

Она все прочитала. За ночь! Увлеклась. И дело пошло.

Сначала я попробовала уговорить её отказаться от диктовки.  Если в учебнике уже дано объяснение материала, то зачем его дублировать в ученических тетрадях.

Стали мы выдумывать разные способы, как заинтересовать детей вдумчивым чтением учебного параграфа. Очень ей понравилось, когда дети стали искать те фразы, начала которых она им зачитывала.

Затем свою роль она стала доверять самим детям. Они уже сами читают — другие ищут продолжение…

Потом дело дошло до «оборванного текста». Не успела она его раздать по командам, как дети тут же начали его восстанавливать. А потом друг у друга проверять, выясняя, чьё же мнение оказалось самым верным…

Так дело дошло и до ключевых слов. Их надо было сначала в новом параграфе найти. Потом выписать. На их основе составить шпаргалку. А потом воспользоваться ею у доски при ответе на контрольные вопросы в конце параграфа…

И вот на её уроках дети начали… говорить!  Да и сама она нет-нет да и на стала уроках… улыбаться!

Сегодня в восьмом классе на ура прошла «Шапка  вопросов». «Шапкой»  был  чугунок из школьного музея истории русского быта. Закопченный чугунок очень удачно вписался в урок. Желающими  сочинять письменные вопросы и отвечать на них стали абсолютно все!

Продолжаем работать в том же духе. Придумываем вместе. Вместе листаем брошюрки по социо-игровой «режиссуре урока». Вместе отыскиваем в них новые подсказки.

Вчера она впервые попробовала «съедобное-несъедобное». В 9 классе! На уроке «Разгром Германии и Японии». Получилось. Все работали с завидным увлечением.

Будем и так дальше двигаться. Всё по тому же принципу: маленькими шажочками к заветной цели. Кстати уже почти половина 9 класса решила, что один из экзаменов, который они будут сдавать в конце года, обязательно станет по истории и обществознанию.

Вот я всё и думаю, когда же это социо-игровую методику в педагогических ВУЗах будущим учителям начнут преподавать?

С.А.Балыкина,

наставник молодого учителя

(Москва, Южный округ)

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА МАЛЕНЬКИМИ шажками к заветной цели (о режиссуре «съедобного» и «несъедобного»)

1 comment to МАЛЕНЬКИМИ шажками к заветной цели (о режиссуре «съедобного» и «несъедобного»)

  • Ольга Витальевна

    Спасибо Вам большое за такой энергичный и живой рассказ. Я как будто с Вами рядом на этих уроках побывала, и вместе с вами радовалась удачам и открытиям молодого педагога! Ощутила вкус поисковой работы наставника,педагога и учеников, и собственные воспоминания поисковой работы. И с благодарностью вспомнила своих увлеченных коллег — педагогов и наставников.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика