меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

По ту и эту сторону ГРУППОВОЙ работы

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА По ту и эту сторону ГРУППОВОЙ работы

Из комментариев В.М. Букатова к рассказам о групповых работах на школьных уроках. По публикации: «Групповая работа на уроке: режиссура школьной повседневности в невыдуманных рассказах, неожиданных советах и нескучных рекомендациях»/ Авторы-составители: В. Букатов, М. Ганькина. М., 2006 (Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ». Серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 3)

По ту и эту сторону групповой работы Рассказы учеников с комментариями для дотошных учителей

Преамбула. Как-то раз, когда мы проводили в Первоуральске семинар для учителей, нас пригласили заглянуть еще и в педагогический колледж. Там мы поинтересовались у слушателей (а это были первокурсники, то есть школу еще не успели забыть), использовал ли кто из их школьных учителей работу по группам на своих уроках. Трое из присутствующих студентов сказали: да, у них, мол, были учителя, которые «увлекались» работой по группам. Тогда Маша Ганикина попросила написать, как проходила у них в классе групповая работа, припомнив все ее плюсы и минусы. Студенты пообещали и — что приятно — выполнили обещания, прислав по электронной почте свои воспоминания. Честно говоря, они нас не удивили тем, что любимая групповая работа выглядела в них непривлекательной и бессмысленной. Такое случается из-за грубейших учительских просчетов (или незнания ими некоторых элементарных правил, по которым строится групповая работа). Так что мы благодарны свидетельствам учеников, ведь именно они дали нам повод очередной раз повозиться с типичными недоразумениями, которые то и дело мешают учителю разворачивать у себя на уроке самую что ни на есть настоящую работу. Вячеслав Букатов, Мария Ганькина

РАССКАЗ ПЕРВЫЙ

Уроки истории иногда проходили уж слишком весело. Поначалу это забавляло, но потом стало приводить в ужас.

Входим в класс, здороваемся с учителем и ждем, что же будет дальше. Учительница нам говорит, что мы будем работать по группам и нам надо разбиться по парам (комм.1), но так как «спокойно и никого не обижая, мы делиться по группам не умеем», она сама поделит нас на группы обычным способом. По обыкновению, мы стали возмущаться дележом. Начался гам, все спорили, ну а некоторые молчали (комм.2).

Учительница дала каждой паре задание: прочитать один из отрывков параграфа и подготовить по нему рассказ (комм.3) так, чтобы в рассказе участвовали все. И тут… О, это надо было видеть! Кто орал, что ничего не понял. Кому-то не понравился отрывок. У кого-то начала болеть голова. Кому-то было очень весело, и он орал от удовольствия. А некоторые говорили, что вообще ничего не будут делать…

Учительница пыталась нас успокаивать. Но чтобы успокоить наш класс, нужен талант и, самое главное, терпение. (О налаживании рабочего настроя см.: В.М.Букатов. ДИСЦИПЛИНА и игровые приемы обучения на уроке.)

Учительница просто не справлялась с буянами. Но буянов понять можно: недоедает же целыми уроками копаться в книжках! Честно говоря, ее «бригадный метод» достал почти всех.

Учительница ничего не объясняла, только притаскивала тяжелые тома, раздавала их по группам, а мы должны были рыться в этих энциклопедиях. Терпения у нас не хватало, и мы начинали валять дурака (комм. 4). Лиза Д.

РАССКАЗ ВТОРОЙ

Урок географии у нас сдвоенный. После объяснения нового материала А.В. объявила, что сейчас будет групповая работа. Классу это не понравилось, и начался галдеж (см. комм.2). Чтобы успокоить нас, ей потребовалось пол-урока.

Когда все были утихомирены, она положила на стол бумажки с нарисованными геометрическими фигурками: квадратики, треугольники, кружки, многоугольники (комм.5). Потом первый ряд должен был подойти к столу и взять карточки как можно тише и быстрей (комм.6), а затем сесть на место. Взяли, сели. Но это оказался только первый дубль. Дело в том, что А.В. показалось, что было слишком шумно… После четвертой попытки первого ряда взять карточки было разрешено подойти к столу следующему ряду…

Когда наконец карточки были у нас на руках, прозвенел звонок с урока. На переменке мы поменялись бумажками, но групп, в которых мы хотели работать, не получилось. Тогда все, кто получил «кружочки», а не «треугольнички», которые они хотели, зайдя в класс, нарисовали себе их сами и предъявили А.В. Подвох замечен не был (комм.7). Ира Т.

РАССКАЗ ТРЕТИЙ

Перво-наперво учительница стала проверять домашку (надо было заполнить таблицу). Она сказала положить раскрытые тетради на край парты, а у кого таблицы нет — пусть кладет дневник.

Идет по ряду, дневники собирает, лишь у нескольких наиболее добросовестных учеников есть таблица. И среди них я.

Дошла до меня, смотрит. Я таблицу показываю. Да такую хорошую, вся исписана мелким почерком — видно, что поработал дома.

— Молодец! — похвалила она меня и пошла дальше.

Ликуя, я аккуратненько, пока она не спохватилась, убираю тетрадь по биологии с супертаблицей в портфель.

Двойка по истории миновала не только для меня. Повезло и другим: учительница встала перед классом и начала нас ругать за недобросовестное выполнение домашнего задания, а дети на первой парте дневники с ее стола тащат один за другим и передают по классу.

Когда учительница села за стол, там только пара дневников осталась.

— Кто взял дневники?! — обратилась она к первой парте. — Вы?

— Нет, нет, что вы!

Подходит к одному «двоечнику»:

— Дай мне свой дневник!

— Нету.

— Куда дел?

— Вам отдал.

Что такое? Где дневник? Точно обманывает! «Ладно, — думает учительница, — продолжу урок». А по глазам видно — пропажу ищет. Злая, наверное. Но не показывает. (Комм. 8.)

— Итак, теперь разделимся на команды.

По классу проносится гул недовольства: опять двадцать пять! (Комм. 9.) Но делать нечего, хозяин — барин. Взял каждый по кусочку от разрезанных открыток, стали бегать по классу и практически в открытую меняться карточками, чтобы собраться в группы, кто в какие хочет. Все бегают, кроме меня и моего лучшего друга. Подождали мы, пока все соберутся в группы, подошли к одной, затем к другой, поменяли свои карточки и вместе присоединились к одной из групп.

— Найдите причины Английской буржуазной революции (комм. 10), — дает учительница первое задание. А эту революцию мы уже урок десятый проходим, с места не двигаемся.

— Даю вам на эту работу десять минут.

Зачем? Ну да ладно, все равно этих десяти минут было мало, чтобы обсудить… А обсуждали все, что только можно, кроме этой самой Английской революции.

Закончилось время, встал человек из какой-то команды, прочитал содержимое своей тетради.

— Молодец (комм. 11), а теперь следующее задание… — но закончить она не успела, потому что в класс вошел дежурный и вызвал несколько человек, в том числе и меня, в медицинский кабинет.

Хоть прививки я не люблю, но все лучше, чем сидеть в душном классе и маяться дурью. Влад С.

Разбор ПОЛЁТОВОбщие вопросы РЕЖИССУРЫ УРОКА По ту и эту сторону ГРУППОВОЙ работы

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика