Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Групповое репетиторство по математике (5 кл)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Групповое репетиторство по математике (5 кл)

Рассказ Полины Хафизовой и Юлии Скородуминой о своей первой пробе в социо-игровой «режиссуре урока»

Групповое репетиторство по математике (5 кл)

Польза была налицо

Мы попробовали использовать методику, о которой на кафедре ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ мы узнали (и на себе апробировали) на занятиях у В.М.Букатова. Результат первого шага очень понравился. Получил массу радостных ощущений от общения с детьми.

Мы с Юлей занимаемся репетиторством. И для проведения этого занятия решили собрать всех наших нынешних и бывших учеников. Набрали 9 детишек. Ребята общительные. Но до этого друг с другом были незнакомы.

Занятие проходило в неформальной обстановке (то есть не в стенах школы).

Все ребята пятиклассники. И мы своим занятием преследовали цель — закрепление материала, который они прошли в этом году: равномерное движение, задачи на скорость и расстояние (но уравнениями они пока пользоваться не умеют, решают все задачки по действиям).

Занятие начали с разминки Руки-ноги. Смотреть на детишек в момент такой разминки очень весело. Они  смеются над собой и над соседями. По сравнению с обычным классом ребят было немного, но вот шума и гама было ого-го. И смеха было тоже очень много. Всё это дало ребятам возможность оглядеться-приглядеться и к сверстникам, и к новой обстановке.

Далее мы каждому раздали задачке на приведённую выше тему. По сути задачки все одинаковые, отличие только в цифрах условия.

Было дано некоторое время на самостоятельное решение. После этого ребятам нужно было собраться в тройки следующим образом: ребятам завязали шарфиками глаза и каждый на подобие жмурок попадал в тройку. По принципу «кто с кем первым столкнулся»   (судьба:D).

После мозгового штурма жмурки оказались отличным отдыхом и для мозгов и для тела. Детишки немного расслабились — и посмеялись и перезнакомились в процессе своих столкновений.

Далее уселись тройками и начали (по нашей просьбе) проверять друг у друга задачки. Если кто-то не смог решить задачку или возникали вопросы, спрашивали друг у друга (сначала, конечно пытались спрашивать у нас, но..^_^)

Не шумели. Только шушукались 🙂

Потом все вместе обсуждали то, что у них в тройках не вышло или вызвало затруднение. Сделали новую задачку на закрепление (как и в начале самостоятельно, а потом с проверкой в своей тройке).

Потом опять немножко размялись. Выяснили песенку, которую все они знают. И каждый по очереди пел из неё по одной строчке…

На этом наш закрепляющий урок закончился.

Ребятам понравилось. Нам тоже. Польза, как выяснилось из закрепления, была налицо. Причём не столько от наших объяснений, сколько от объяснений их же сверстников (ведь пятиклассник лучше знает, как, когда и что другому пятикласснику объяснять надо).


Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Групповое репетиторство по математике (5 кл)

1 comment to Групповое репетиторство по математике (5 кл)

  • Паршина Мария Михайловна (МГУ, химический факультет, 4 курс)

    Мне кажется, что не следовало давать каждому ребёнку свою персональную задачу, всё-таки это не индивидуальное, а групповое занятие. Лучше было бы сначала объединить детей в группы. Потому что когда задачки решают в группе, ребёнок сразу по ходу дела выясняет у товарищей, если чего-то не знает. А так как описано в рассказе, если ребенок не смог решить свою задачу, то он может почувствовать себя ущербным, так как ему приходится идти за объяснением к более способному сверстнику.
    Объединять по-моему лучше не по жмуркам, т.к. это очень подвижная игра, после которой детям трудно будет переключиться на решение математических задач. Для объединения в команды можно использовать принцип жеребьевки (различные считалочки, игру «Колечки»). Возможно также подготовить перед занятием различные наборы открыток, попросить детей вытащить по открытке и объединиться в четверку или пятерку (почему именно в четверку или пятерку в данном случае, см. далее объяснение по тексту) с теми обладателями открыток, с которыми есть что-то общее на изображениях. Такой процесс объединения интересен, необычен. Дети находятся в движении, но в тоже время не резвятся очень сильно, поэтому в состоянии потом быстро переключиться на математику.
    Дальше можно было бы попросить ребят придумать название своей команды, записать его на листочке, выбрать посыльного от своей команды и отправить его к преподавателю за заданием. (на всю эту вводную часть (разминка, объединение, название команды, выбор посыльного) – 10 мин).
    Так как задачей занятия являлось, цитирую «мы своим занятием преследовали цель — закрепление материала, который они прошли в этом году: равномерное движение, задачи на скорость и расстояние (но уравнениями они пока пользоваться не умеют, решают все задачки по действиям)», можно было дать детям 3 задачи на команду на 3 темы: «равномерное движение», «задача на скорость», «задача на расстояние». Каждой команде можно дать свой набор задач, отличных по формулировке (не только в числах) от заданий другой команды, но примерно одинаковых по уровню сложности.
    Через фиксированное время (например, 10 мин) независимо от степени выполнения задания попросить детей оставить листочки с решением и названием своей команды и поменяться местами с другой командой (вот здесь объяснение, почему лучше было из 9 человек создавать не 3, а 2 команды, иначе бы у нас теперь одна команда осталась бы «не у дел»).
    Дети меняются местами, видят недоделанное (а возможно, и доделанное) решение другой команды, проверяют его, отмечают, что правильно, а что нет, проводят на листочке черту и доделывают те задачи, которые не успели решить их предшественники.
    Через 10 мин все снова меняются местами и возвращаются в свои родные «гнезда» смотреть, что же написала другая команда.
    Здесь можно устроить общее обсуждение: сначала аргументировано выскажется представитель одной команды, почему они именно так доделали задание и поставили оценку, потом – представитель другой команды.
    Так как детей всего 9 человек, и всего только 2 команды, не получится организовать «Проверку проверяющих». А жаль, неплохо было ознакомиться с задачами и решением ещё и третьей команды и проверить оценку проверяющих второй команды.
    Чтобы привлечь внимание детей к моменту, когда нужно меняться местами с другой командой, можно тихонько произнести: «Кто меня слышит – поднимите руку», «Кто меня слышит – встаньте» и потом сказать, что нужно поменяться местами с другой командой.
    Не очень понятно, зачем в конце занятия по математике нужно было петь песню с детьми.
    Из текста неизвестно, сколько времени отводилось на занятие, если 40 мин, то все укладывается: 10 мин – вводная часть, 10 мин – решение задач «своей команды», 10 мин – проверка решения другой команды, 10 мин – обсуждение результатов. Итог: дети решили суммарно 6 задач + объяснили друг другу, кому что непонятно.
    Если на занятие отводился час времени, то перед тем, как решать задачи, можно было дать школьникам (на команду) текст с пробелами из учебника по данной теме (сразу с пробелами, т.к. занятие на повторение), попросить их заполнить пропуски, а потом проверить, как с этим заданием справилась другая команда. Затем поменять состав команд (например, первый раз объединялись в команды по открыткам, а теперь по «Колечкам») и дать задачи на команду, как я описала выше.
    Что понравилось в рассказе, так это использование в начале занятия разминки «Руки-ноги», т.к. это упражнение помогает собраться и настроить внимание учеников.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика