Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)

[2] Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

_______________________________________________

ооооо Письмо-рассказ Антона Р., преподавателя «Школы Юного Химика» и студента МГУ, о своей первой пробе в социо-игровой «режиссуре урока» с ответными комментариями доктора педагогических наук Вячеслава Букатова

Кажется нашёлся ключик к решению

(химия, 10 кл.)

Здравствуйте, Вячеслав Михайлович.

Я студент химфака МГУ, познакомившись с Вашей «режиссурой урока», попытался социо-игровую методику обучения проверить на своей практике, о чём и попытаюсь вкратце рассказать.

Все свои действия я старался строить по Вашим «золотым правилам»:

— движение учеников под любым предлогом,

— смена «всего и вся»,

— работа в малых группах.

В дополнение к ним, постарался следовать вашему постулату «не учи»… И тут произошло для меня нечто удивительное.  Школьники стали меня учить сами… И научили!

Впрочем, начну по порядку. Я преподаю в «Школе Юного Химика». У десятиклассников веду теоретические занятия по химии.

[химию очень любят]

Сразу скажу, что 95% «юных химиков» действительно химию очень любят, и за два моих преподавательских года никаких проблем с неприятием материала у меня не возникало. Проблемы, если и были, то, скорее, несколько иные.

Например, школьникам иногда становилось очень неинтересно слушать о том, что они — вдоль и поперек — уже и так давно самостоятельно изучили. Но раз программа требует, то с этим я ничего поделать не мог.

К тому же на занятиях очень часто к вынужденной скуке примешивалась и усталость школьников (занятия для «юных химиков» идут после 18:00).

Узнав о «режиссуре урока», я понял, что, быть может, нашёл ключик к решению проблемы…

[по правую руку от меня]

Вечер, пятница, в коридорах химфака уже темно, я вхожу в аудиторию 344. Устало говорю: «Здравствуйте! Как и обещал на прошлом занятии, сегодня мы будем изучать аминокислоты и белки». Присаживаюсь.

Продолжаю говорить без форсажа, своим обычным голосом:

— Учиться будете сами. А я буду только вашим проводником… Чтоб куда зря не забрели.

Моих десятиклассников 24 человека. Просто идеальный вариант разбиения на шестерки! Вот и предлагаю половине учеников встать. Но кто из них должен быть в этой половине, не объясняю…

Меня переспрашивают. Пожимаю плечами:

— Не знаю. Сами попробуйте разобраться.

Все молча сидят на местах. Прошло 30 секунд. В глазах удивление (кто-то косится на меня как на слабоумного).

Первые робкие движения…

Но через две минуты они поделились. По 12 человек. Потом одни сели от меня по правую руку, другие — по левую.

[сами и удивительно быстро]

Теперь прошу встать всех. И правой и левой командам задаю «Разведчиков»: каждый должен встретиться (сцепиться) глазами с кем-нибудь из своих же 12 человек. И после этого тут же сесть (но одновременно со своим напарником!).

Когда все распределились по напарникам- «разведчикам» и одновременно с ним опустились на свои стулья, даю следующее — более сложное — задание. Сообщаю, что теперь каждой паре «разведчиков» только с помощью своих зорких и «понятливых» глаз (а не слов или жестов) нужно найти ещё две пары (причем не важно в какой половине). И с ними объединиться.

Находят… Справляются сами и удивительно быстро.

По глазам вижу, что полкласса от этого балдеет. Но человек пять всё ещё по-прежнему считает меня кретином…

[прошу всех продолжить]

Задание всем шестёркам: открыть учебник Ленинджера «Биохимия». Найти параграф по теме «Белки и аминокислоты». Каждому выписать пять наиболее непонятных, пять наиболее смешных и пять наиболее красивых слов и/или терминов.

Десятиклассники открывают, ищут, выписывают. Прошло 2 минуты. Все работают…

Тихим-тихим голосом произношу:

— Кто-о  меня-я слы-ышит, –  поднимите правую руку.

Правую руку подняли только 4 человека в первом ряду. И я всё так же тихо продолжаю:

– Кто-о меня-я слы-ышит, — встаньте. (Небольшая пауза.) Кто-о меня-я слы-ышит, — похлопайте соседа по плечу. (Небольшая пауза.) Кто-о меня-я слы-ышит, — постучите по столу…

По столу стучали уже все вместе (!).

После чего прошу всех продолжить чтение.

Еще через минуту сообщаю, что если кто-то свой список уже составил, то пусть он выписанным словам и терминам, даст толкование — как он сам их понимает (можно даже рисунок нарисовать).

Уткнулись, пишут, кто-то рисует.

[«по часовой стрелке» ]

Следующий шаг: в каждой шестерке обсудить все перечисленные в их индивидуальных списках слова. И из всех записанных толкований выбрать пять самых научных, пять самых прикольных, и пять самых нелепых…

Обсуждение сначала было вялым. Зато потом…

А уж когда дело дошло до выбора самых нелепых толкований, мне очень захотелось одёрнуть десятиклассников, работающих в шестёрках. Напомнить им, что идёт урок. И им не стоит так сильно шуметь… Но я смог сдержался и ничего не сказать.

Когда обсуждения закончились, я предложил в каждой шестерке решить, кто будет судьями, а кто защищающимися. Объясняю, что нужно будет делать в каждой роли. Предупреждаю, что силы судейского звена и звена защищающихся должны быть равными.

Поспорили минутки три (внутри каждой команды). В конце концов, поделились.

И тогда судейское звено каждой команды «по часовой стрелке» ушло к соседям. А звенья защищающихся остались встречать судей, посланных из соседних команд.

[вместе удивлялись]

После переселения предлагаю всем прибывшим судьям, испытать «на прочность» те 15 толкований, которые были выбраны «хозяевами» в качестве «самых-самых». И оценив работу защитников, поставить оценку всей команде.

Начали проверять. Возникли споры. Кто-то убеждал кого-то в правильности своего выбора. Где-то вместе удивлялись одинаковому подбору слов, совпадениям в формулировке определений.

Через 15 минут прошу судей и защищающихся поменяться ролями. И новым судьям теперь нужно оценить групповую работу тех, кто только что судил их самих…

Стало понятно, что такой поворот для некоторых оказался неожиданным. Притихли. Стали вникать. Заново обсуждать и оспаривать…

[только половину]

Пока обсуждали, записал на доске домашнее задание. Указал параграфы для чтения.

Устно же попросил на следующее занятие принести семь яблок и семь палочек длиной 25-30 см. (собираюсь предложить им из этого материала построить модели молекул)…

Мне показалось, что человека три это моё устное дополнение «услышали»… (Это вы сами себе «свинью подложили». Зря! – Вяч.Букатов.)

Отпустил всех по домам (занятие закончилось минут на 10 раньше).

В принципе, все замечательно. Только… мне показалось, что процесс игры школьникам понравился намного больше самого обучения. И усвоили они только половину материала…

.

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

.

.
.
.
.
.
.
.
.

О методических иллюзиях и реальности «зоны ближайшего развития»

Ответные комментарии Вячеслава Букатова

___Уважаемый Антон, от вашего письма-рассказа я в полном восторге. У вас «лёгкая рука». И в изложении, и в преподавании.

___Особо меня удивило то, с какой лёгкостью вы в конце своего эпистолярного этюда затрагиваете две темы, которые для учителей уж очень часто являются самыми настоящими камнями преткновения. У вас же они поданы в форме мимолетных сожалений, столь элегантно высказанных под занавес и с оговоркой «мне кажется».

___Первая тема — о том, что школьникам играть нравится больше, чем учиться. Вторая — что они в результате занятия усвоили только половину материала.

___Думается, что не случайно, перед тем как эти две проблемы упомянуть, вы предупреждаете «мне кажется». Интуиция вам правильно подсказывает, что проблемы эти «выеденного яйца не стоят». Но тем не менее, раз сомнения в голову так-таки закрадываются, то попробую помочь вам освободиться от некоторых «защитных» иллюзий, частенько паразитирующих на преподавательской деятельности.

П е р е ч е н ь   п о с л е д у ю щ и х   р е п л и к – к о м м е н т а р и е в:

(1) Половина – это много или мало?

(2) О лукавстве учительских противопоставлений

(3) О наполненности и информативности процесса обучения

(4) О дефиците делового общения между сверстниками

(5) О непраздных приёмах, реанимирующих личную заинтересованность учеников

.

.

.

.

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)

[2] Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

.

.

Яндекс.Метрика