Разбор ПОЛЁТОВ → Рассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике → Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)
____________________________________________________
О методических иллюзиях и реальности «зоны ближайшего развития»/Из ответных реплик-комментариев Вячеслава Букатова к письму-рассказу Антона Р. о своей первой пробе в социо-игровой «режиссуре урока»
.
(3) О наполненности и информативности процесса обучения
___ Вторым словом, на которое я предлагаю нам с вами, уважаемый Антон, направить придирчивое внимание, будет «обучение». Учителя любят упоминать это слово всуе. Вот и вы в своём сожалении, что «процесс игры школьникам понравился намного больше самого обучения» подпали под влияние этой общей тенденции.
___ Давайте-ка вспомним, с чем вы шли на занятие? С мыслью апробировать некоторые игровые технологии, о которых вы недавно узнали. То есть каких-то уникальных обучающих задач вы перед собой не ставили вовсе. Но зато, когда занятие подошло к концу, вы начинаете о прошедшем судить по «гамбургскому счёту».
___ Отмечу, я с полным восторгом читал, как вы в целях «научного эксперимента» мешали детям заниматься (!) учебной деятельностью. Что стоит эпизод, когда командам, поглощенным поиском и выписыванием из биохимии Ленинджера слов и/или терминов наиболее непонятных, наиболее смешных и наиболее красивых (то есть 5+5+5), вы начали диктовать «Кто-о меня-я слы-ы-ышит».
___ Ведь этот приём рассчитан на режиссерскую помощь ученикам в переключении их внимания на новый объект, задание или вид деятельности. А вы его использовали в качестве «палки — в колёса». И как оказалось колёса выдержали — процесс не пострадал.
___А вот как этот процесс сделать не только прочным, но ещё и более наполненным, более информативным — в этом вам предстоит разбираться и разбираться. Чтобы приобретать личную педагогическую хватку, смекалку и мастерство. То есть умение выстраивать герменевтические процедуры, к чему у вас есть явные способности.
___Например, вы смогли смело оборвать занятие, оставив «на откуп» самим ученикам завершающую целостность понимания темы. Герменевтика «откупа» учителю можно организовать и что-нибудь поизящнее. Например, раз у всех команд было по пять «научно объяснённых» слов/терминов, то каждой команде, можно было получить от соседей список этих слов и объяснений. И добавив к их числу пять своих слов/терминов (часть из которых может совпасть, что придаст живость дальнейшей работе), нужно будет все их по какому-то смысловому принципу разместить на ветвях терминологического древа. При этом пользоваться учебником Ленинджера разумеется можно и нужно.
___Потом соседи сходятся и выясняют (доказывают), чьё древо мощнее. И чей смысловой принцип последовательнее, универсальнее или ближе к позиции Ленинджера.
___Тогда глядишь, и на десять минут раньше отпускать учеников не пришлось бы. Да и подняться на трамплин завершающей целостности в понимании учебной темы всех заманить наверняка бы удалось. А такая долгосрочная перспектива воспитателя будущих ученых не может не радовать.
Вячеслав Букатов
.
п е р е й т и к т е к с т у п и с ь м а и п е р е ч н ю р е п л и к – к о м м е н т а р и е в
п е р е й т и к с л е д у ю щ е й р е п л и к е-к о м м е н т а р и ю
.
.
.
.