меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

В.Б.: (4) О дефиците делового общения между сверстниками

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)

____________________________________________________

О методических иллюзиях и реальности «зоны ближайшего развития»/Из ответных реплик-комментариев Вячеслава Букатова к письму-рассказу Антона Р. о своей первой пробе в социо-игровой  «режиссуре урока»

.

(4) О дефиците делового общения между сверстниками

___Ну и наконец об игре. После «нравится» и «обучения» полезно попристальнее вглядеться в то странное значение, которое учителя вкладывают в слово «игра», когда заявляют, что процесс игры школьникам нравится намного больше самого обучения.

___Известно, что слово «игра» многозначное. И некоторые учителя в хвост и в гриву пользуются этой уникальной особенностью слова/термина в своих защитно-риторических целях. Дескать, учеников хоть хлебом не корми — дай только поиграть.

___В отличие от них вы, Антон, ничего подобного столь категорично не утверждаете. Тем не менее, вам кажется, что нечто подобное может быть справедливым. Поэтому вернёмся к вашему замечательному рассказу о замечательном занятии.

___Если задним числом да на свежую голову разбираться — была ли там игра? — то довольно быстро можно прийти к выводу, что вообще-то нет, не было.

___Ведь выписывать из биохимии Лелинджера по пять слов/терминов — игрой особо не назовёшь. А поди ж ты: как стали в командах-шестёрках обсуждать, кто что себе в тетрадь выписал, чтобы определить из них «самые-самые», то к концу так расшумелись, что вы, Антон, ели сдержались, чтобы их не приструнить.

___Разберёмся, чем же они были увлечены? Конечно же, не игрой, а делом. Точнее деловым общением друг с другом. Тем самым, который у современных школьников в большом дефиците. В чём повинны и современный технократизм, и социально-бытовые реалии сегодняшней жизни.

___Конечно, и раньше ученики по полдня сидели на уроках, безвольно сложив на партах свои руки, и старались помалкивать, глядя друг другу в затылок. Но зато в оставшуюся половину они положенную порцию общения со сверстниками старались с лихвой наверстать. И было где…

___Сейчас же навёрстывать особо негде. А на школьных уроках — сами знаете — не пообщаешься. Надо или учителя слушать, или у доски шпарить формулировками из учебника в ответ на поставленный вопрос.

___Опыт показывает, что даже минимальная «режиссура урока», создающая для учеников комфортные условия для неформального обсуждения своих ещё сырых мнений, идей, пониманий оказывает на учеников весьма сильное влияние. Они оживают буквально на глазах.

___Нужно ли такие оживления списывать на игровую деятельность, развлекательность которой противостоит серьёзности обучения? Стоит ли искусственно обеднять процесс обучения, выбрасывая из него необходимость общения со сверстниками? Ведь нам нужны будущие ученые не одиночки и замкнутые эгоисты, у которых сплошные проблемы с коммуникабельностью. Науке нужны люди, умеющие и терпеливо выслушать, и с полуслова понять, и доступно объяснить своё мнение окружающим. А как это умение будущим учёным тренировать? Не с родителями же на кухне. А на уроке как оказывается — к сожалению — не у доски. Вот и остается — в малых группках (например, в шестёрках, как это и было организованно на вашем бесподобном занятии).

___Специально подчеркну вот какой момент. Учителя, зная, что ученики склонны развлекать себя «пустыми разговорчиками», боятся, что дай ученикам возможность в рабочие тройки-пятёрки сойтись, как они тут же болтать начнут.

___Повторим, что на уроке ученики начинают болтать, когда им делать нечего. Сам-то учитель каким ни каким, но делом всегда занят, — например, он объяснение-лекцию талдычит. А вот ученики в это время на его уроке от скуки изнывают (они ведь не виноваты, что учитель не может материал для них доступным сделать). И вот в целях самосохранения они начинают вертеться и на разные темы разговаривать.

___Они вполне возможно с удовольствием заговорили бы друг с другом и на учебную тему, если б умели. Или если б кто им помог такое общение организовать. А кто во время урока такое может организовать — только учитель. И если он грамотно (то есть подчёркнуто случайным образом!) объединил учеников в малые группы и дал им для групповой работы конкретное, вполне понятное и посильно-перспективное дело, связанное с изучаемой темой, да к тому же временные рамки определил, то будьте уверены — посторонних разговоров и близко не будет.

___Тогда ученики как заведённые бросятся в бой. Потому что общение со сверстниками благодаря учебному материалу открывается для них на новом уровне: и более высоком, и с неожиданными ракурсами… Поэтому оно становится для учеников особо притягательным. И они сами начинают чувствовать, как истосковались по настоящей умственной работе, когда комфортно, когда рядом есть, кого по-дружески можно перебить, с кем удобно лишний раз посоветоваться, кому без боязни можно высказать свои ещё неоформившиеся сомнения…

___Вот социо-игровая «режиссура урока» и нацеливает современного учителя именно на организацию такого общения. Если коммуникативность является «украшением» очень многих игр, то что мешает ею же украсить и само обучение? Чтобы оно вызывало у детей восторг (когда выраженный внешний, а когда проявляемый только внутренне) не меньший, чем от их игровой деятельности? Собственно добротное обучение таким и должно быть.

Вячеслав Букатов

п е р е й т и   к  с л е д у ю щ е й   р е п л и к е-к о м м е н т а р и ю

—  и л и  —

в е р н у т ь с я к  п и с ь м у- р а с с к а з у

.

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)

.

.

Разбор ПОЛЁТОВРассказы СТУДЕНТОВ о своих пробах в социо-игровой стилистике Кажется нашёлся ключик к решению (химия, 10 кл.)

____________________________________________________

О методических иллюзиях и реальности «зоны ближайшего развития»/Из ответных реплик-комментариев Вячеслава Букатова к письму-рассказу Антона Р. о своей первой пробе в социо-игровой  «режиссуре урока»

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика