меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Движение клеток» в кружке по биологии (6-7кл)

Сам себе РЕЖИССЁРБИОЛОГИЯ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

__________________________________________________________________

Назарова Мария // «Клеточные основы жизни» // Кружок  по биологии для школьников 6-7 классов (20 человек)

Тема занятия: «Движение клеток. Цитоскелет»

1. Вступление. Когда дети входят в класс на доске/экране — красивые микрофотографии.

Входя, все дети вытягивают цветные квадратики (зеленые, красные, белые, желтые) и садятся на свои места — начинается показ ускоренного фильма (30 сек.) о «движении клеток».

Итог: Как вы увидели, отдельные клетки умеют двигаться.

2. Деление на малые группы. Все к доске. «Колечки». На шестой кон звучит пять хлопков — все оказываются в четырех командах по пять человек.

Все команды рассаживаются и присваивают названия. Ребята-посыльные выводят их на доске.

3. Задание. Фильм был о движении в микромире. А на чем основано движение в макромире, например, нас с вами? — на действии опорно-двигательной системы, основой которой является скелет.

А. Дать определение слову скелет

Б. Перечислить его существенные признаки

Время: 3 минуты.

4.  Проверка. Группы меняются написанным и проверяют друг друга, выставляя оценки по 100 бальной системе (на доске, напротив названия проверяемой команды).

5.  Знакомство с новым материалом.  Каждой команде выдаю основополагающую для темы схему  и самые красивые микрофотографий (по 3 штуки). В пятерках за 3 минуту предлагается обсудить, что изображено и сочинить подписи (на русском языке).

Через три минуты 1 человек от команды пишет на доске вариант подписей к схеме и картинкам.

Команды сравнивают варианты и второй посыльный, выйдя к доске, отмечает галочкой, тот вариант, который, по мнению его команды, лучше всех (наиболее полный или правильный).

Далее 2 минуты пятерки комментируют свой выбор (я спрашиваю о причине выбора того или иного варианта названия).

6. Объяснение нового материала. Отталкиваясь от предложенных ребятами вариантов подписей к картинкам, объясняю правильную версию. Отмечая интересные моменты, где ребята близко подошли к научному решению, рассказываю о цитоскелете.

7. Вопрос «в зал»: А какой формы бывают клетки?  — Ученики с места высказывают предположения. Я записываю на доске (мы к этим записям еще вернемся).

8. Объединение в новые рабочие группы. Через «Кто меня слышит» объединяемся по цвету квадратиков на пять групп по 4 человека. Усаживаются на новом месте.

9. Вопрос для обсуждения в группе (3 минуты): Какие формы движения есть в живом организме? Перечислите их в порядке по степени важности (вверху).

Четверка записывает. Потом прошу по очереди (называю цвет группы) вставать и одновременно произнести сначала число пунктов в их перечне, а потом дружно прочитать формулировку первого пункта.

У всех на 1 месте движение, связанное с работой мышц.

10.  Добавочное объяснение нового материала. Рассказываю, опять обращаясь к старым картинкам на доске/экране (и добавляя одну новую) о работе мышечного волокна — около 7-8 минут.

11. Смена мизансцены. «Кто меня слышит» — выходим к доске. Создаем группы по 4 человека (по одному представителю каждого цвета).

12. Задание для новых четверок: на основе того, что вы узнали за последние 20 минут, подумайте, как уменьшить размер мышцы — «сократить» мышцу — не изменяя размер филаментов (подсказка: подумайте о санках). И всё это изобразите на схеме.

На выполнение задания дается 4 минуты.

13. Проверка и обсуждение схем. Далее четверки меняются метами (оставляя работы на столах). И две минуты проверяют друг друга. Оценка по 100 бальной шкале.

Далее каждая группа возвращается на свое место. Знакомятся с результатом проверки соседей. И потом по очереди все четверки рассказывают о придуманном ими принципе.

14. Углубление в новый материал. Я показываю картинку и модель скользящих филаментов.  Модель передается по четверкам (четыре минуты).

В это время повторяю фильм — движение клеток (несколько повторов по 30 секунд).

15. Смена мизансцены. Под музыку все пьем чай (восемь минут).

16. ПРОДОЛЖИМ!)) Ребята рассаживаются. Упражнение на собранность —   «Руки-ноги» (две минуты).

17. Очередное углубление в материал. Мой рассказ о белках филаментов (восемь минут).

18. Творческое задание. «Колечки» у доски. Образовались группы «случайного состава» по 4 человека. Прошу за 4-5 минут написать шуточное стихотворение со словами актин, миозин, тропонин, тропомиозин, кальмодулин.

Все желающие группы хором зачитывают свои опусы (из пяти вызвались трудно продекламировать три группы).

19. Моделирование. Открываю ту часть доски, где были написаны разные формы клеток, перечисленные ребятами в начале занятия. Напоминаю про фильм — ведь и одна клетка может и сама прекрасно двигаться. Мой рассказ о движении немышечных клеток (пять минут).

Моделирование в парах за партой: сладкий сироп-подложка, несильно надутый шарик (перед занятием попросила всех ребят надуть по шарику — но не сильно!).

Смена мизансцены. «Кто меня слышит» — пересаживаемся на парту вперед тот, кто справа и на парту назад тот, кто слева.

20. Контрольные вопросы. В новых случайных парах обсуждают с соседом два заданных мною вопроса — на контроль понимания:

— Сможет ли амеба ползти, если расщепить все белки на ее мембране, не повредив липиды?

— Почему вещества, блокирующие образование актиновых филаментов, ингибируют фагоцитоз?

21. Придумать по 2 вопроса соседней (справа) группе. Получить у неё ответы и на два своих вопроса, и на два моих.

22. Фронтальная беседа — около пяти минут.

23. Вопрос «в зал»: «Помните про стихотворения?)))».

Три группы повторяют — дружно скандируют — свой стишок, две остальные присоединяются. Таким образом, еще раз мы вспомнили термины, звучавшие на занятии.

24. Подведение итогов. Теперь мы можем точно сказать, что изображено на каждой из картинок (показываю на доске/экране микрофотографии). Ребята наперебой отвечают.

Шарики можете взять с собой)).  А тарелки придется мыть (от сахара)

25. «Занавес». Отмываем тарелки. Все вместе пьем чай. Моем посуду.

Суммарное время: около 90 минут.

Назарова Мария,

студентка 4 курса биофака МГУ,

слушательница курса В.М.Букатова

по социо-игровой «Режиссуре урока»

.

.

Сам себе РЕЖИССЁРБИОЛОГИЯ

[2] Сам себе РЕЖИССЁРДОП.образование (кружковая работа)

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом  (без каких-то особых прикрас), что получилось, а что нет…

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика