Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Комм.02: ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ

Разбор ПОЛЁТОВФизика ФОТОЭФФЕКТ в 11 «Б»

«Фотоэффект» в 11 «Б» / Письмо-отчет учительницы Е.Г. (март) и ответное послание с комментариями, разъяснениями и пожеланиями научного руководителя, доктора педагогических наук, профессора МПСИ Вячеслава БУКАТОВА

Комм.2: ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ

Уважаемая Е.Г., не очень я понял, как Вы проводили задание «Колечки». Думаю, что это из-за издержек описания. Можно подумать, что получилось так: вы хлопнули четыре или пять раз, и учащиеся взялись за руки (соответственно по четыре или пять человек). И когда после нескольких конов все распределились без остатка, ученикам было объявлено, что каждое колечко — это команда.

Иногда учителя именно так и делают. Но я не думаю, что у Вас все проходило таким же образом. Ведь это немного скучновато, потому как «дидактический умысел» учителя просматривается уж очень явно.

Поясню, что смысл задания «Колечки» — в двигательной активности, суете, хохоте. Паузы между конами (то есть новыми сериями хлопков) нужно делать небольшими: как только два-три колечка правильно организовались, тут же — новый кон хлопков, чтобы все время были неуспевающие или проспавшие. Как только кто-то из учеников что-то подобное за собой обнаруживает, так сразу начинает суетиться, стряхивая с себя кто усталость, кто безразличие, кто негативизм, кто груз предыдущих забот. Именно быстрый темп обычно приводит учеников к общему знаменателю рабочего состояния.

Чтобы в «КОЛЕЧКАХ»  все хорошенько запутались

И еще вот какое напоминание: после первой серии хлопков (после первого кона) нужно ввести (или напомнить) вот какое правило-усложнение: в каждом новом коне нужно поменять соседей. Так чтобы в каждом новом кружочке-колечке и сосед справа, и сосед слева был бы другой.

И вот, допустим, когда вы подаете различные сигналы — по три хлопка, по восемь, по четыре, по пять, — то в это время вы и начинаете прикидывать: при каком раскладе в классе почти все поровну поделятся на нужное число команд. Допустим, на шесть хлопков возникают четыре команды, которые вам и нужны для дальнейшей работы.

Но не спешите сообщать классу об этом сразу. Проведите еще пару конов — то пять хлопков, то два, — чтобы ученики как следует запутались. А потом еще два-три кона подряд похлопайте по шесть раз, чтобы они как следует посуетились, сцепляясь то в одну шестерку, то в другую.

А после этого, когда все набегаются, все нахохочутся, можно сообщать ученикам, что каждое колечко — это команда, которой нужно приготовить себе место для групповой работы (обычно это стулья вокруг двух парт, сдвинутых так, чтобы удобно было ноги ставить, — это если в кабинете столы намертво не закреплены к полу).

После беготни ученики, как правило, весьма дружно передвигают столы, рассаживаясь, чтобы не то что передохнуть, а наоборот, засучив рукава заняться коллективной деятельностью.

То есть «колечки» — задание с двойным дном. Не только по случайному принципу рабочие команды на уроке создать, но и всех учеников встряхнуть, освободить от гнета каких-то переживаний (на перемене ли, на уроке ли по предыдущему предмету), помочь им придти в рабочее состояние. Иными словами, мобилизоваться.

И времени на все это уходит в дружном классе  не более минутки, в «трудном» — двух, ну от силы двух с половиной. (А если больше, то что-то не так, значит где-то учитель запутался и пошел поперек золотых правил социоигровой педагогики).

— Вяч. Букатов

Разбор ПОЛЁТОВФизика ФОТОЭФФЕКТ в 11 «Б»

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика