Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Комм.07: УЙТИ В ТЕНЬ

Разбор ПОЛЁТОВФизика ФОТОЭФФЕКТ в 11 «Б»

«Фотоэффект» в 11 «Б» / Письмо-отчет учительницы Е.Г. (март) и ответное послание с комментариями, разъяснениями и пожеланиями научного руководителя, доктора педагогических наук, профессора МПСИ Вячеслава БУКАТОВА

Комм.07: УЙТИ В ТЕНЬ

Читаю, что учащиеся с нескрываемым интересом работали над заданиями, теряясь в догадках: «А что же будет дальше?» На мой взгляд, не совсем так. Хочу подчеркнуть, что в социо-игровой педагогике все дело в направленности внимания учеников.

Обычно современному учителю привычно ожидать (требовать) от учеников внимательности к себе, то есть к учителю. И когда такое случается, то ученики в знак поощрения получают от него новую порцию того или иного задания. За годы обучения в школе ученики привыкают к тому, что в центре внимания все время маячит учитель.

По золотым же правилам социо-игрового стиля обучения, в котором вы столь удачно дебютировали, все дело в том, что для учеников учитель уходит как бы в тень. И, как вы знаете, святое место — фокус ученического внимания — пусто не бывает.

Когда учителю удается уйти в тень, освобождая своих учеников от установки все внимание сосредотачивать на нем — на учителе,- то фокус их внимания перемещается на интерес друг к другу, к мнению своих соседей-сверстников (а не учителя!).

Инти-инти-интерес и подлинная коммуникативность

И надо сказать, что когда на доске появляются то разные числа, то какие-то выписанные слова или когда команды ходят в гости друг к другу (например, для проверки), то ученики начинают (не без искреннего удивления!) открывать, что мнения-то в их классе существуют, оказывается, разные. Поэтому очень важно, чтобы на доске или в листочках, к которым подсаживаются команды для проверки, на каждом этапе урока появлялись бы какие-то значки, слова, формулировки, символы. Они создают особо благоприятные условия для невольного сравнения и сравнивания.

И за каждым из значков любой из учеников начинает видеть не просто чье-то мнение, а некое отражение своеобразия тех личностей, которые по воле случая (а не по указке учителя!) оказались в составе соседней команды.

Взять, к примеру, почерк. Как много он может сказать о человеке! Но ведь ученики почерк друг друга практически не знают и сличением почти не занимаются (разве с двумя-тремя соседями по парте). Это у учителя есть возможность, проверяя тетради, сравнивать почерк, иногда удивляясь поразительному соответствию (или несоответствию) характера его автора или его настроения тому, как выглядит его писанина на той или иной страничке в тетради для контрольных работ. У детей же такой возможности практически нет.

И вообще когда дети пишут в тетради или на доске, то они знают, что читать будет только учитель, проверяя и выискивая ошибки. Поэтому почерк многие школьники специально нарабатывают невнятный, чтобы при надобности можно было оспорить — «а» написано или «о», «е» или «и»?

Почерк детей, к сожалению, весьма часто показывает, что  ребенок, когда пишет, не рассчитывает на прочтение сверстниками. А жаль, ведь основная функция письменной речи коммуникативная. А подлинная коммуникативность нарабатывается в общении прежде всего со сверстниками, а не с вышестоящей проверяющей инстанцией, на роль которой так любят претендовать некоторые учителя.

Интригующая цифирь

Так вот, когда ученики, к примеру, выводят на доске свой результат, за которым для каждого из них стоят горы переживаний, споров, обид и чуть ли не скандалов, случившихся за ту несчастную минутку, которая была отведена на задание, то и за любой другой цифирью, выведенной следом соседней командой, они увидят отблески страстей, случившихся у них.

А когда результаты не совпадают, то тут же возникают реплики: то язвительные, то вопросительные, то восхищенные. Как правило их смысл в попытке утвердить «правильность» (вернее эмоциональную насыщенность) прожитой всей командой того времени, что ушло на выполнение задания.   При этом несовпадение результатов  их начинает сильно интриговать. И пока они выясняют, в чем тут дело, кто прав, кто виноват и в чем тут собака зарыта, мнение других для каждого ученика все более и более материализуется, делая образ одноклассников в его собственных глазах все более и более значимым.

Цепная реакция

Мало того, каждый ученик, обнаруживая, что его сверстники, оказывается, «гиганты мысли» (это по Ильфу и Петрову), начинает реально чувствовать, что и он, вообще-то говоря, не хуже. Что и он «гигант», даже если в данном конкретном задании малость оплошал.

Другими словами, глядя на других (на их буйную жизнь и эмоциональность мнений), ученики  обнаруживают и в себе самих всю ту же буйную жизнь и эмоциональность собственных мнений. Происходит как бы цепная реакция взаимно обогащающих открытий.

И когда у учеников на таком уроке начинают гореть глаза, то не от того, что они ждут, что же им еще подарит учитель, а именно от самой возможности мнение других и свое собственное мнение обнаружить, узнать, выяснить. При этом у них возникает какое-то особое доверие к ведущему. И они ему благодарны, но не столько за само ведение урока, сколько за счастливую возможность обнаруживать в своей собственной жизни возможность эмоциональной и интеллектуальной насыщенности. И в личной своей жизни, и в жизни всего своего класса.

Кажется, я очень сумбурно попытался изложить этот довольно тонкий нюансик социоигровой педагогики. Но если вам что-то будет непонятно, то надеюсь, что вы мне об этом напишете, и у нас будет возможность вернуться к этой теме еще разок, тогда, глядишь, какое-то непонимание и развеется…

Вяч. Букатов

Разбор ПОЛЁТОВФизика ФОТОЭФФЕКТ в 11 «Б»

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика