Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Комм.10: О ПОНЯТИЙНОСТИ И… РИМСКОЙ ВОИНСТВЕННОСТИ

Разбор ПОЛЁТОВФизика ФОТОЭФФЕКТ в 11 «Б»

_____________________________________________

«Фотоэффект» в 11 «Б» / Письмо-отчет учительницы Е.Г. (март)

и ответное послание с комментариями, разъяснениями и пожеланиями

научного руководителя, доктора педагогических наук,профессора МПСИ Вячеслава БУКАТОВА

Комм.10: О ПОНЯТИЙНОСТИ И… РИМСКОЙ ВОИНСТВЕННОСТИ

Почему греки обходились без «понимания»

Три совета по обеспечению новизны

Уважаемая Е.Г., ваше письмо является убедительным доказательством эффективности социо-игровых технологий. Не случайно вы пишете, что ученики наизусть декламировали определение фотоэффекта, хотя заучивать его на уроке вы не просили. А все потому, что очень удачную режиссуру урока организовали. И на «пять» с плюсом следовали первому социо-игровому постулату педагогического мастерства — «не учить».

Вы ведь действительно фотоэффекта им не объясняли, свои знания по этой теме, как сейчас модно говорить, не транслировали. Вместо этого вы так удачно организовали ситуацию, что ученики и сами добывали информацию, и сами проверяли ее друг у друга. И в результате каждый из них тему понял личностно, заинтересованно, эмоционально.

Почему греки обходились без «понимания»

И тут нужно упомянуть вот о чем. Само понятие «понимание» возникло довольно поздно. Появилось оно только в римской культуре. А вот в греческой культуре такого понятия не было! Оказывается, что древние греки без него прекрасно обходились.

Для греков понять (какой-то вопрос, смысл предмета или явления) значило уразуметь либо его историю, либо его теорию. Если либо одно, либо другое знаешь или постигаешь (а уж тем более если оба вместе), то вот тебе и понимание. Оно для них всегда было личностным, эмоционально прожитым, потому что неразрывно связывалось с внутренним озарением.

А вот у римлян дело обстояло несколько по-другому. Они были отличными вояками, которые все, что их окружало, стремились обязательно завоевать.  Не только народы и страны, но и богатства. В том числе богатства культурные, а именно: искусство и ученость.

Но к учености они относились  как к богатству чуждому, которое, не дожидаясь никаких внутренних озарений-постижений, можно насильственным образом у других отобрать и в котомку положить (прикарманить), дескать в хозяйстве когда-нибудь пригодится. Отсюда и корень в слове  «понимать» — «по-имать». То есть изымать у других, присваивая себе.

Так вот проблема понимания, как она ставится в современной школе, уж очень сильно отдает воинственным душком в римской традиции. А вот социо-игровая педагогика пытается сманить учителей на стезю греческую, когда знание — это не что-то чужое и ученику настолько чуждое, что ему приходится это самое знание скармливать насильно. Вовсе нет. Знание — это всегда его родное, личное, самим открытое, самим выпестованное и с его личными друзьями вдоль и поперек обговоренное.

Ведь из вашего письма я понял, что разговоров у одиннадцатиклассников на уроке было видимо-невидимо. При этом не абы о чем (о дискотеке, жвачке или роликовых коньках), а по существу происходящего на уроке. Хотя, повторюсь, начиналось с пустячков, с точек, со слов, с буквы «ф», а потом все глубже, глубже. Но и там ученикам было чем блеснуть друг перед другом, что друг у друга выведать.

Не случайно ученики на следующий урок пришли подготовленными. А вот вы оказались в затруднительном положении. Вам померещилось, что повторять один в один прошлую режиссуру скучно будет и ученикам, и вам. А что-то новенькое вы не придумали.

Постараюсь быть кратким. Во-первых конечно же столь роскошную конструкцию для очередного урока каждый раз заново не выдумаешь. А вот если повторять, то будет ли скучно? И да, и нет. Потому что в каждом из заданий есть двойное дно. И как наложение социо-игровой технологии на материал новой учебной темы делает ее содержание неузнаваемым, так и сама форма социо-игровых технологий при наложении на очередную учебную тему преображается. И в этом вам необходимо убедиться на собственном опыте. Так что буду ждать ваших писем с рассказами.

Во-вторых, если вы стремитесь к какой-то новизне, то обеспечить ее вам могут три совета.

Три совета по обеспечению новизны

Первый: ограничение. Вы, наверное, помните, что во многих статьях мы часто пишем об ограничении либо во времени, либо в объеме, либо в пространстве. Как эти ракурсы можно приладить к заданию, например, по подсчету точек?

Второй: препятствия.

И наконец, третий: от противного (дихотомия)…

Ну например: перед изучением материала команды на свой глазок предполагают, сколько точек будет в первом абзаце еще нечитанной темы и сколько точек во втором. Как только они запишут свои собственные предположения, так тут же всем захочется учебник открыть и посмотреть, кто прав, кто виноват.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика