меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Три среды обитания (5кл.)

Сам себе РЕЖИССЁРБИОЛОГИЯ

________________________________________

Три среды обитания  5кл)

Письмо-отчет Евсеевой Ирины Адольфовны (МОУ «Оболенская СОШ» Серпуховского района Московской области)
Урок природоведения 5 б класс  (16 чел)
Тема: «Три среды обитания живых организмов»

 

.
Как только на курсах по «режиссуре урока» я узнала о приеме «блуждание по картине»[см.: параграф «IV.2. ОБЖИВАНИЕ» в статье IV. Герменевтическая составляющая; а также «5.2. Оглашенное удивление» в статье 5. Процедурная драматургия герменевтической «цепочки понимания» прим. ред.], то сразу же и решила, что на следующий же день проработаю его со своими учениками.

Всю дорогу в голове перебирала материал урока и думала, как это сделать. Тут вспомнила, что где-то есть у меня книжки-коллективки «Царевна-лягушка» с красочными иллюстрациями И. Билибина. Приехала домой, и действительно, нашла то, что хотела.

Книжек оказалось 6 штук, все одинаковые. Посмотрела их и выбрала иллюстрацию И. Билибина, где изображен Иван — Царевич в красивой одежде, стоявший на краю болота с луком в руках. У его ног, в воде, сидела лягушка, которой досталась стрела. На заднем плане — лес, болото, в небе летят птицы.

В голове появились некоторые мысли о ходе работы на уроке.

Мысль 1. Начну с эстафеты: «Кто много читает — тот много знает.» Предложу детям назвать русские народные сказки, которые они читали или слышали от взрослых.

Мысль 2. Предложу объединиться в группы по дате рождения (число).

Мысль 3. Предложу взять книжки «Царевна — лягушка» каждой группе и начну «блуждание» по плану:

— Что есть там и здесь среди нас?
— В названии чего или кого встречаются слова с буквой «Р»?
— Что делится пополам без потери смысла?
— Какие странности есть на этой иллюстрации?

При этом буду менять группы местами, и по составу.

Мысль 4. Предложу «Японскую печатную машинку» (дети уже знакомы с этим приёмом).

Мы сядем в круг прямо в рекреации возле кабинета и будем «стучать» называя живых организмов, которые обитают в наземно-воздушной среде, затем в водной среде, и наконец, в почвенной. Должно получиться 3 кона. Кто проиграл — выбывает из круга.

Мысль 5. Можно будет предложить листочки и пусть они придумают друг другу интересные вопросы — загадки про живых организмов за 2 минуты. Думаю, что каждый напишет, а кто сделает это первым, возьмет корзинку и соберет все остальные листочки.

Так можно будет завершить урок «Корзинкой» вопросов и ответов, причем с помощью «Волшебной палочки», которую дети буду передавать из рук в руки тому, кто глазами выразительней всех попросит.

Как всё было: прозвенел звонок, захожу в класс. И пишу на доске:

«Кто много читает, …»

Предлагаю ребятам подумать 10 сек. и дописать пословицу. К доске вышли трое:

1-й:   …, тот ум питает.
2-й:   …, тот хорошо читает.
3-й:   …, тот много знает.

Были ещё и другие предложения (сказанные с места): «…, тот и грамотный», «…,тот хорошо в школе успевает», «…, тот все книжки знает». На этом остановились. Предложила ребятам по очереди (эстафета) назвать русские народные сказки. Объясняю: «Говорить надо по очереди,  от окна к стене «цепочкой». Готовы? Начали!».

Ну и начали. Первый сказал: «Красная шапочка». Все промолчали, молчу и я. Второй: «Ну, погоди!» И тут пошло «Том и Джерри», «Волк и семеро козлят», «Снегурочка», «Колобок», «Курочка-ряба», «Репка». Одним словом, такая неразбериха получилась!!! (но эстафету выдержали).

Стала у детей выяснять, почему некоторые сказки считаются русскими народными. К моему недоумению оказалось, что их народ придумал и, совсем не важно один это человек или несколько, и даже если не русский, то все равно люди. А как быть с писателями-сказочниками? Дети зашумели… (Думаю себе, что нужно поговорить на эту тему с литераторами.)

Меняю мизансцену, прошу всех выйти к доске и построиться по дате рождения. Проверяют дети с обеих сторон. Построились правильно и быстро. Посчитались 1-4 и объединились в группы по 4 человека.

Каждая группа подготовила себе место, придумала название, записала его на доске, выбрали посыльных, которые взяли у меня книжки «Царевна-лягушка».

  • 1. «Как называется сказка?» — спросила я. Напишите название на доске (посыльные пишут, сравниваем, выясняем, что книжки у всех одинаковые).
  • 2. «Кто автор сказки? Узнайте и скажите хором»,- предложила я. Может, хоть эту сказку запомнят… (Искали долго, а там написано: «русская народная сказка».  Вот и выяснили, что автор — народ, который из уст в уста пересказывал сказку, а кто-то её записал).
  • 3. «Посмотрите и через 30 секунд назовите, что есть там и здесь, среди нас?»,– загадочным голосом сообщила я. «Договоритесь и произнесите хором, передавая «по часовой стрелке» эстафетную палочку», — уточнила правила выполнения задания.

Прошло сначала 10, потом 20 и, наконец, 30 секунд. Началась эстафета.

Первые сказали: «Человек», вторые: — «Елки» (там, в лесу, и здесь, в классе на картине), третьи: — «Зеленые листья». Дальше становилось труднее. Разглядели птиц в небе на иллюстрации и на картинке в классе, назвали лягушку  в болоте и вспомнили, что в лаборантской есть учебная таблица с изображением лягушки.

  • 4. Попросила всех встать, вспомнить алфавит и «про себя» его проговаривать по моей команде. Выждав несколько секунд, сказала «Стоп!». Дети остановились и хором назвали каждый свою букву. Получился разнобой. Посмеялись. Поменялись ролями. Теперь я одна проговаривала про себя алфавит, а они хором (договорившись взглядом!) сказали: «Стоп!»

Конечно, с первого раза ничего не получилось, сказали недружно. Вышло 3:1 в мою пользу. Остановились на букве «Л».

Блуждаем с буквой «Л» (эстафета: лягушка, болото, ель, лук, стрела, лист, лето…)

  • 5. Остановились и подумали, что на иллюстрации можно поделить пополам так, чтобы не потерялось качество смысла (и снова эстафета; ребята назвали: лес, болото, небо).
  • 6. А теперь ищем странности и выписываем их на листочек. Затем группы поменялись местами, оставив «своего» с листочком.

Странности искали всего 3 минуты, нашли немного. Я хотела бы больше, но понимаю, что времени дала очень мало.

Посмотрев у других и добавив свои, дети вернулись на прежнее место.

Пока ребята искали странности, я написала на доске основу таблицы:

/Три среды обитания
__наземно-воздушная _____водная_______ _____почвенная_______
 //

      . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .

и попросила их заполнить ее по иллюстрации. За 4 минуты!  Справились!

Проверяли цветными ручками, переходя от стола к столу по команде «Переход!»

Следующий этап урока начался в рекреации. Предложила детям как можно тише взять свои стулья и выйти в коридор.

Садимся в круг и делаем «Японскую печатную машинку» — это уже знакомый для ребят прием. На щелчок называем любых обитателей наземно-воздушной среды. «Приготовились, начали», — командую я.

Ошибки произошли сразу со второго игрока. Машинка сломалась. Починили. Продолжаем работу. Я сказала, что это была всего лишь репетиция.

До пятого игрока все шло «как по маслу». Шестой ошибся и выбыл из игры.

После третьего круга осталось из 9 игроков из 15. Меняю задание. На щелчок назвать обитателей водной среды.

Из 9 игроков  после второго круга остается 5. Затем на щелчок называем обитателей почвенной среды. Из 5 игроков остается 2. Эти двое получают отметку «5», те, кто дошел до третьего тура отметку «4», остальные пока остались проигравшими.

До окончания урока оставалось 3 минуты. Я предложила всем взять листочки и прямо на ходу записать на них вопрос-загадку о представителе какой-либо среды обитания и побыстрее. Те, кто успел записать вопрос, сложили их в корзинку.

С помощью приёма «Кто меня слышит…» быстро успокоились. Тут, как всегда, не вовремя прозвенел звонок…

Мы не успели поработать с вопросами, но договорились оставить их до следующего урока и добавить к ним загадку-описание представителей различных сред обитания: не называя загаданный «живой организм», рассказать о нём так, чтобы можно было догадаться, о  ком идет речь. Это и было домашнее задание.

.

Сам себе РЕЖИССЁР → БИОЛОГИЯ

.

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей«режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом  (без каких-то особых прикрас), что получилось, а что нет…

3 comments to Три среды обитания (5кл.)

  • С точки зрения режиссуры, урок хорошо продуман, подготовлены дополнительные материалы, достаточное количество разнообразных заданий, использованы передвижения и частая смена деятельности.
    С точки зрения герменевтики детям дается возможность самостоятельно доходить до сути поставленного вопроса. Педагог не знала (!) как ученики будут реагировать, на ее действия и на необычность подачи материала и это хорошо. Дети могли высказывать любые предположения и не бояться «быть идиотами».
    Но следует отметить, что для ребят в классе может быть неинтересно выстраиваться по дням рождения, поскольку многие знают даты друг друга. Можно было предложить детям выстроиться по третьей букве любимого животного.
    На заключительном этапе, когда дети играли в японскую печатную машинку, выставлялись оценки за урок только тем детям, которые не вылетели из данной игры. То есть те, кто проиграл, остались без оценок. Нам кажется, что это неверно, потому что оценка выставлялась не по знаниям и, например, те дети, которые стеснялись участвовать в игре, не смогли получить оценку, не смотря на свои знания.
    Может быть нужно было в течении всего урока выдавать жетоны или поощрительные карточки активным ученикам на различных этапах. И по количеству карточек выставлять оценки в конце урока. Чтобы никому не было обидно, что оценка выставлялась только по одной части урока.

  • Анна

    Мне кажется, у вас получился удачный урок: насыщенный, интересный по видам деятельности, разнообразный.

  • Хорошая идея, про Корзинку — кто выразительнее посмотрит. У нас обычно сначала очередь к шапке, наперебой. Но, у меня возникает следующая проблема: учащиеся сначала слушают ответы, затем многие начинают скучать. Я начала ограничивать количество вопросов — читаем не все. А как поступаете вы?

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика