Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Они, ведь, всё сделали сами

Сам себе РЕЖИССЁРИНОСТРАННЫЙ язык

____________________________________

Шемарулина Лидия Анатольевна

Учитель французского языка сш № 400 ВАО г. Москвы

(курс «Режиссура урока в современной школе»)

Они, ведь, всё сделали сами!

(Зарисовки с уроков)

Постигая суть социо/игрового стиля обучения и «вгрызаясь» в драмогерменевтику (новую область в художественной и общей педагогике; разработана доктором педагогических наук В.М.Букатовым), уже пытаюсь найти социо/игровой «режиссуре» место в моем уроке. И пробую «вписать» в тот или иной этап овладения иноязычной деятельностью те самые приемы, которыми я с превеликим удовольствием сама «заразилась» на курсах «Режиссура урока в современной школе».

Оказалось, что использование трех правил социо/игровой педагогики (движение, смена ролей, работа в малых группах) довольно быстро сплотило ребят, сделало их равными при выполнении коллективных заданий, помогло им обрести желание выслушивать своих «противников». Этими правилами я уже постоянно руководствуюсь и по ходу оргмоментов, и во время отработки учебного материала (речевых тренировок), и при переносе изученного материала на новые учебные ситуации.

Традиционно оргмомент проходил всегда так: звенит звонок, я стою у стола, выдерживая паузу, приветствую ребят, после чего прошу их занять свои места и приготовиться к уроку. И вот совсем недавно решила внести маленькое дополнение: поприветствовать своих соседей. И справа и слева.

У ребят поначалу бровки «попрыгали» вверх, глазки расширились, на губах этакая ухмылочка появилась: мол, кого же мне приветствовать, если у меня, например, соседа именно слева (или справа) нет. Но прошло несколько уроков и картина в корне изменилась. Обмен приветствиями стал естественным и непринужденным, а взгляд, которым при этом обменивались одноклассники, стал не только озорным, но и вполне доброжелательным. И я то и дело для себя отмечаю: как же нам всем комфортно.

Групповая работа для меня привычна. Я часто использую ее на своих уроках. Но вот «работа малыми группами» для меня нова. И, как оказалось, она желаемый результат дала не сразу.

Сначала казалось все просто. Разделила учащихся на группы (по пять человек), каждая команда выбрала капитана, придумала название, капитан записал его на доске и получил задание, и все сели это задание выполнять. Но по истечении срока лишь одна команда была готова защитить свои задания. Почему? Что сделано не так? Оказывается, я, как обычно, давала слишком много указаний!

Тогда я разработала такой вариант. Заготовила беечки трех цветов по пять штук. Каждому входящему в кабинет учащемуся предлагала выбрать один. Получилось три команды. Каждая из них оборудовала себе место (соединили три стола буквой Т) и получила задание (пять пунктов на пятнадцать минут). Ребята сами в командах определяли последовательность выполнения, а на доске записывали лишь номера выполненных заданий.

Результат отразился на отчетах. Интересно, что у двух команд о проделанной работе отчитались только сами капитаны. А вот третья команда отчиталась полным составом: каждый взял себе для отчета один из пунктов.

Итак, ребята, в принципе, остались довольны. А я — нет. Опять проявила авторитарность. Мое слово было «последним» при оценке заданий.

Тогда я сконструировала третий вариант. Как и во втором варианте класс разбивался на три команды. И далее: самостоятельный выбор рабочего места, столы буквой Т, выбор капитана членами самой команды, получение каждой командой по пять пунктов на пятнадцать минут. Вот только на этот раз все команды получили пункты одинаковые.

Ровно через пятнадцать минут я попросила членов команд оставить свои работы на столе, поменять рабочие места по часовой стрелке и проверить работу другой команды. Это вызвало легкий ажиотаж. Ребята глянули на меня с любопытством: неужели им доверяют?! Но вот все расселись и начали просматривать, обсуждать и исправлять чужие ответы.

Через пять минут я попросила команды снова поменяться местами по часовой стрелке. На новом месте представитель от каждой команды получил контрольный лист, и команды сверили результаты и выполнения задания и его проверки соседней командой с контрольным вариантом. Затем каждой команде нужно было как-то представить результаты своей сверки. Интересно, что на этот раз лишь в одной команде о своем заключении на выполненную работу рассказывал сам капитан. В двух других командах об этом рассказывали рядовые.

А когда прозвенел звонок, то ребята были очень удивлены, что так быстро прошел урок. И выходя из класса, они все продолжали обмениваться своими соображениями, что и как можно было сделать по-другому, получше и побыстрее. А я стояла, смотрела на своих мальчишек и девчонок и улыбалась. Они, ведь, все сделали сами.

о

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом  (без каких-то особых прикрас), что получилось, а что нет…

Сам себе РЕЖИССЁРИНОСТРАННЫЙ язык

1 comment to Они, ведь, всё сделали сами

  • Lysuho Elena

    Спасибо,Лидия Анатольевна!Мне понравилась идея поприветствовать соседей справа и слева в начале урока,обязательно возьму себе на вооружение такой игровой момент.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика