меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

1 СЕНТЯБРЯ: праздник знаний или праздник общения? (5кл)

Сам себе РЕЖИССЁРКлассный час

Из рабочего архива доктора педагогических наук В.М. Букатова // Впервые опубликовано в рубрике «Режиссура урока» (ведущие редакторы В. Букатов и М. Ганькина) газеты «Первое сентября» (№60/2000)

Первое сентября: праздник знаний или праздник общения? (5кл)

Рассказывает Анна ПАХОМОВА, учительница английского языка

В конце августовского педсовета нам сказали, что на первых двух уроках в каждом классе должен быть проведен классный час под девизом «Друзья! Прекрасен наш союз!». Вы понимаете, мол, к чему это вас обязывает, и так далее. Если кого-то интересуют методические разработки, которые прислал город, возьмите у завуча.

Я про себя хихикнула: думаю, ну да, сейчас все бросаю и бегу, просто лечу за этими разработками.

После окончания педсовета слышу, что одна учительница другой говорит: «Слушай, давай-ка быстренько подойдем, посмотрим разработки, а то ведь не достанется, разберут все». Встали и пошли к завучу. И все на полном серьезе. Я обомлела: если не достанется, это что же значит — думать придется? Мне трудно представить, что я беру какие-то разработки и начинаю по ним что-то этакое с детьми делать.

Не знаю, как вы, а я не могу позволить себе такую роскошь — первого сентября читать детям стишки о родном городе. Дел полно! Первое сентября — особенный день. Когда надо детей друг с другом познакомить (у меня в классе семь новеньких), да и самой в ситуацию въехать.

Вначале я их поздравила с переходом в среднюю школу: пятый класс, мол, это вам не хухры-мухры! Разгуляться на эту тему мне не дали, пошли вопросы про сменную обувь, перемены, туалеты и так далее. Выдала всю обойму.

Про цветы поговорили: какие, как их надо поливать. У нас есть цветок, который надо поливать не сверху, а снизу. А как не забыть про это? Давайте напишем табличку. Надя! Будь добра, напиши.

Потом сразу определились с дежурством, даже составили списки и повесили их на стенку.

Что ж, теперь пора за работу!

Ребята объединились в группы. Удачно получилось, что в каждую попали и новенькие, и старенькие.

Работа такая: ты выбираешь себе из группы товарища, и он тебе на ушко шепчет, как он провел лето. Потом группа выходит, и каждый по очереди рассказывает — но не про себя, а про своего товарища. Я предупредила, что вариант ты рассказываешь про меня, а я про тебя, не подходит (это чтобы они по парочкам не разбились). Если ты рассказываешь про Вову, то Вова про тебя не может. Вова должен уже про кого-то другого.

Итак, все готовятся к выступлению, шепчутся по углам. При этом нельзя сказать, что в классе тихо.

Выходит к доске первая группа. И начинается: Максим летом ходил на речку. — Все слушают. — И он чуть не упал в воду. — Все смеются. — А еще он рвал на огороде сорняки. — Все опять внимательно слушают. 25 историй за урок прозвучало, и они выслушали каждую! Вот что поразительно.

Истории были разные.

«Однажды Маша пошла в лес. И увидела там страшного дядьку, который был маньяком. И быстро убежала. Мама ей не разрешила ходить в лес. На следующий день Маша опять пошла в лес. И опять увидела страшного дядьку. И больше Маша в лес не ходила».

«Однажды Сережа с мамой начал готовить обед. Мама сказала ему порезать кочан капусты. А Сережа не услышал и порезал ей три кочана капусты. И все это положил в суп. И мама очень ругалась».

«Однажды Рома сделал плот. И на этом плоту он поплыл по озеру. А обратно вернуться не мог и стал плакать. Тогда папа Рому вытащил и наказал».

Правда, кое-что в рассказах повторялось: была на даче, каталась на велосипеде, делал уроки по английскому, встречался с друзьями, помогала маме готовить… Но чаще всего встречалось: упал (а) и чуть не утонул (а). Человек шесть было таких. «Маша каталась на велосипеде и все время падала с него» — буря восторгов. Интересно, до какого класса нужно детям дожить, чтобы перестать смеяться, если кто-то упал?

…По дороге домой мне пришло в голову, что от каждой группы можно было выслушать всего только один рассказ. Но сборный!..

По социо-игровой «режиссуре урока» можно было бы дать такое задание: в сборном рассказе должно быть по одному-два предложения от каждого из пяти-шести отдельных рассказов, а герой один. И чтобы из этого получилась смешная история. Допустим, один собирал грибы, а другой был на Кипре. Может герой сборного рассказа в таком случае встретиться с малюткой акулой, любительницей грибов?..

Диктофонная запись Марии Ганькиной

Сам себе РЕЖИССЁРКлассный час

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика