Сам себе РЕЖИССЁР → ЛИТЕРАТУРА
_______________________________________________
Чуб О. М.: На занятиях по социо-игровой педагогике
я узнала о новых приёмах, которые решила применять
на своих уроках.
Вот некоторые из них.
.
8 класс. Литература. Рассказ «Челкаш»
.
По программе — горьковский «Челкаш». Прочитали. Обсудили. Вроде бы всё сказали о характерах Челкаша и Гаврилы, о роли пейзажа в произведении. Но …
На следующий урок восьмиклассники пришли какие-то варёные (мобилизации никакой). Попросила сесть полукругом. Сели и посчитались в прямом порядке — без особой инициативы. А теперь одновременно в прямом с одного конца полукруга и в обратном — с другого. В ответ — недоумение. Но рассчитались. Не сошлось (туда 22, обратно 19)! Как так?! Попробуйте ещё раз. Мобилизовались… На этот раз удалось!
А теперь играем в разведчиков (открыть в новом окне). Я в «ноте» ПРЕ[дупреждоть]: «Ох, кого-то я вижу! Какие же вы разведчики? Они все делают незаметно. Связались-ка глазами ещё раз. С кем связались глазами — пара. Пока я считаю до десяти, в своих парах нужно обменяться тремя определениями Гавриле и Челкашу. Начали! Раз! — Два! — Три!…
— Десять! — ЗАМРИ! Услышали что-то для себя новое или неожиданное?
Оказывается, что услышали. Что Челкаш — «честный вор»! А Гаврила, оказывается, — «трудолюбивый лжец».
— Со всем услышанным согласны?
— Не-е-ет.
— Чтобы у вас была возможность показать своё виденье этих героев, построимся по алфавиту имен. Но с условием — молча!
По считалочке (не в первый раз) распределяемся по группам. Они обустраивают рабочие места. Выбирают посыльных.
Посыльные идут ко мне и узнают, что им суждено отправиться в другую группу и там стать режиссёром. А группе нужно будет озвучить иллюстрацию (в учебнике) к последнему эпизоду рассказа [см. «Озвучивание иллюстрации» в Хрестоматии игровых приемов обучения].
Поначалу режиссёры были сильно растерянны. Но постепенно в каждой из малых групп разгорается обсуждение. Особенно активна то, что у окна. Я, сидя за своим столом, потихоньку: «Кто меня слышит пришлите посыльных» На третьем повторении (по-прежнему тихим- тихим голосом) меня услышала только одна группа. Остальные увлечены процессом (что уже очень неплохо). Посыльному подсказываю, что иллюстрацию весьма желательно как можно больше оживить. Поэтому при озвучивании не забывать о деталях (море, дождь).
В результате во время «сдачи работ» у одной группы был автор и два героя, у второй группы была детально передана интонационная характеристика разговора героев (которых играли девочки!) без какого-то ни было автора (как и природы!).
Зато в третьей группе звучали и дождь, и море (правда диалога героев не было слышно — ученики передавали только их позы).
Каждая работа подробно и заинтересованно обсуждается классом. Особое внимание уделяется озвучиванию. Критика конструктивна. В одной группе не учли особенности характера Челкаша: он у них уходит не торопясь! Замечания: «Челкаш хочет уйти скорее, ему не приятно общество Гаврилы, он отворачивается и стремительно уходит.»
А группе, которая озвучила и море, и дождь, указали, что на иллюстрации дождя не видно. Но он есть в тексте! И другие группы согласились, что, не обратив внимания на звучание окружающего пейзажа, допустили серьёзный промах.
В качестве домашнего задания попросила озвучить следующую в учебнике иллюстрацию. К «Песне о Соколе», которую они ещё не читали…
.
___________________________________________
Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»
Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что же получилось у вас самих, а что нет. Наверняка ваш бесхитростный рассказ рано или поздно, но обязательно пригодится кому-нибудь из учителей, заглядывающих на наш сайт…
ВячеславБукатов
оставить отзыв, вопрос или комментарий
вам нужно войти для того, чтобы оставить комментарий.