Сам себе РЕЖИССЁР → Математика
____________________________________________________________________________
МОУ «Оболенская СОШ» Серпуховский муниципальный район
Травина О.П., учитель математики
Геометрия 7 класс (19 чел.)
Поди туда – не знаю куда,
принести то – не знаю что
О том, как мы начали постигать геометрию
Школьники начинают изучать геометрию в 7 кл. Они обычно с интересом ждут уроков по новому для них предмету. Но учителю поддерживать этот их интерес совсем непросто.
Дело в том, что материал на первых страницах учебника семиклассникам кажется совсем легким и не содержащим никакой новой или важной информации. Мне же захотелось, чтобы при изучении уже первой учебной темы они встретились с какой-нибудь загадкой. И вот что у нас получилось.
Забегая вперёд, подчеркну, что на том уроке я для себя увидела много неожиданного.
Объединялись ученики в группы следующим образом. Накануне из параграфа в учебнике «Геометрические фигуры» выбрала пять предложений и крупно напечатала их разным шрифтом. Потом разрезала каждое предложение «на слова» (точнее на четыре части – некоторые полоски с одним словом, некоторые – со словосочетанием).
Полоски получились с таким содержанием:
Геометрия – наука / о свойствах / геометрических / фигур.
Геометрические / фигуры / бывают / разнообразными.
Слово / «геометрия» / означает / землемерие.
Планиметрия / изучает / фигуры / на плоскости.
Евклид – / древнегреческий ученый, / основоположник / геометрии.
Предложила всем ученикам взять по полоске. И объединиться в группы по 4 человека.
Потоптались, потолкались и … объединились. Получилось пять групп (одна полоска осталась на столе, её получила группа из трёх человек).
Группы устроили себе по удобному групповому месту. И конечно же, составили из полосок своё «исходное» предложение.
Задание первому посыльному: Записать предложение в тетрадь и научиться читать его каким-то особым способом.
Через 1,5 мин. одна группа читала хором, другая – стоя, третья – поочередно вставая и т.д.
Задание второму посыльному: Записать все прозвучавшие предложения.
Оказалось, что запомнили маловато, но кое-что «наскребли» и в командный листок занесли.
Задание третьему посыльному: Выбрать в группе «самого-самого».
Непонятно кого выбирать, но выбрали. Эти «самые-самые» собрались на летучку. И стали сообща восстанавливать свои ущербные списки прозвучавших предложений.
А в это время оставшиеся в группках ученики получили (через новых посыльных) новое задание: построить пять геометрических фигур.
Это задание они стали выполняли с явным интересом. А тут и «самые-самые», справившись с проверкой своих командных списков, присоединились к своим группам.
О своей готовности группы сообщали дружным хлопком.
Затем я предложила всем ученикам походить по классу и посмотреть, как другие группы выполнили задание. Это заняло 30 сек.
Задание группам через очередных посыльных: Построить основные геометрические фигуры.
Вот тут началось самое интересное. Что же «строить» – непонятно. Кто-то предложил построить треугольник и круг. Кто-то – квадрат. А одна группа построила систему координат!
И при этом все прислушивались друг к другу: может соседи знают? Но никто не обратился к учебнику! Пришлось напомнить, что книга – источник знаний.
Зашелестели страницы, но ведь пункта с таким названием нет! Кто-то забрался в середину учебника. Кто-то полез в оглавление. Кто-то – в предметный указатель.
Одна из групп, решив перелистать учебник с самого начала, наткнулась на формулировку основные геометрические фигуры. Обрадовались, что нашли. И удивились, что это – точка и прямая.
Тогда мы начали выяснять, почему точка и прямая – основные геометрические фигуры. И опять ответ нашли в учебнике.
Задание для групп (через очередных посыльных): «Точки В и С лежат по одну сторону от точки А». Изобразить это. Работать стоя, при готовности сесть и послать делегата построить чертеж на доске.
На доске стали появляться чертежи. Оказалось, что предложено три варианта решения. Сообща нашли верный вариант. Помог учебник.
Задание для групп (через посыльных): Восстановить предложение: «Из … точек на прямой … одна лежит между … другими».
Когда все были готовы, перебрасываясь мячом, определили группу, которая будет читать первой то, что у них получилось.
Прочитали. Почти у всех получилось одинаково!
Минуты за три до окончания урока вернулись к тем спискам предложений, которые записывались в начале урока. Каждая группка с помощью «самого-самого» ознакомилась с откорректированным списком.
Записали правильные формулировки в своих тетрадях. Попутно вспомнили об основных геометрических фигурах.
Это и стало итогом нашего урока.
Мне показалось, что, выполняя задание по построению основных геометрических фигур, дети очутились в ситуации «поди туда – не знаю куда, принести то – не знаю что», и им это было явно интересно.
Ну а я в это время радовалась, что никому не было скучно.
.
.
.
.
.
.
25.10.2009
Отзывы
|
Хорошая игра, мне пригодится. У меня как раз на проектной неделе по матеме нужно придумать или взять с интернета математическую игру. А потом будем ее проводить у 7 или еще младших классов (я учусь в 8 классе). А оценка по математике мне нужна поскольку у меня одни двойки. А на счет класса я был удивлен, такой дружный и усердный класс, который хочет учиться редкость. Мой класс с точностью на оборот. Я бы хотел учиться в вашем классе 🙂