меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

I. Жеребьевки

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых приемов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делуДеление на команды, или Объединение в малые группы

________________________________________________________________________

.

Деление на команды, или Объединение в малые группы // По материалам книги В.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения» (М., 2000, 2002).

I. Жеребьёвки

Метка

Мериться на палке

Полукруг по алфавиту (имён, фамилий или номеров: домов, квартир и т.д.)

____Если педагог по своему усмотрению будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно.

____Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно использовать те виды жеребьевок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе. К ним могут быть добавлены и какие-то другие, сконструированные самим учителем.

____Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьевки, которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить, или определить очередность вступления в игру ее участников (или команд). «Ребят тешит ожидание решения не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы», — справедливо отмечал еще в 1930 г. выдающийся фольклорист Г.С.  Виноградов. В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический прием народной педагогики.

____Особое значение детским жеребьевкам придает известный фольклорист В.П. Аникин, считая, что народные игры являются для ребенка своеобраз­ной школой. Именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством со­циализации ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития.

____Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой метке: палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит.

Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.

____Мериться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов.

____Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.

____Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхуш­ка палки, что возникают споры, кому достанется жребий — ему или предыдущему. На этот случай существует игровое правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если нет, то за предыдущим.

____Полукруг по алфавиту (имён, фамилий или номеров: домов, квартир и т.д.). За отведённое время (например, под громкий размеренный счёт ведущего до ПЯТНАДЦАТИ [с загибанием пальцев – для «наглядности»] ) ученики, выйдя к доске, строятся в полукруг по определённому «игровому правилу», который может меняться каждый кон. Если сначала по алфавиту имён, то по том по алфавиту третьей буквы в фамилии. Или по алфавиту названия улицы проживания. Если по номерам: то или домов, или этажей, или мобильников. И так далее.

____Если счёт закончился, а полукруг ещё не выстроен, то ведущий объявляет ПРОИГРЫШ учеников. И мобилизовано (без проволочек, быстро и подтянуто) назначает новый игровой принцип построения, тут же приступая к СЧЁТУ громким, упругим голосом.

____Если ученики успевают построиться вовремя, то по усмотрению ведущего можно организовать проверку построения (её проводят сами ученики: стоящий последним выбирает себе из полукруга «помощника» и они вдвоём проводят проверку построения).

____Когда построение полукруга пошло детям на пользу (то есть они все мобилизовались, подтянулись и готовы работать), ведущий даёт сигнал рассчитаться на первый—четвёртый. Потом сообщается, что все первые номера – одна команда, вторые – другая и т.д. Или после расчёта на первый-четвёртый, каждая четвёрка объявляется рабочей группой (командой, бригадой).

____В зависимости от заключительного расчёта в полукруге, построенного по тому или иному игровому правилу, ученики будут объединяться в команды с численностью, нужной для последующей работы. Но состав этих команд будет открыто случайным (и для учеников, и для учителя), что весьма важно для формирования атмосферы игро/деловой инициативности у всех участников событийного ряда «режиссуры урока».

Пример использования одного из вариантов этого задания в детском летнем лагере и психолого-педагогические комментарии см.: Как за 12 дней поставить спектакльДень первыйКруги имён и улиц 

 

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКАСБОРНИК игровых способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делуДеление на команды, или Объединение в малые группы

.


1 comment to I. Жеребьевки

  • Галина Белоусова

    Добрый день!
    Изучаю. И фиксирую то, что мне интересно.
    Успехов!

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика