меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Выкуп ФАНТОВ в 6 и 10 классах

Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫК

______________

Выкуп фантов в 6 и 10 классе

Рассказ Скирневской Людмилы Павловны, учителя русского языка и литературы Оболенской средней общеобразовательной школы Серпуховского района Московской области

6 класс — «Порядковые числительные»

10 класс — «Правописание не с разными частями речи»

[апрель]

Уж очень мне понравились социо-игровые советы Вячеслава Михайловича на курсах по «режиссуре урока». Когда возвращалась домой (а дорога у меня длинная — 3 ч), все думала, как бы мне подобную режиссуру применить.

На следующий день 1 урок — русский язык в 6 классе. Тема: «Порядковые числительные».

Урок начали с упражнения «Руки-ноги». Первый кон в классическом виде. Потом с усложнениями: количественное числительное — команда — ногам, порядковое — рукам.

Потом попросила всех ребят выйти к доске и записать цифрами  три реальных в их собственной биографии числа: двузначное, трехзначное и четырехзначное (Это могли быть и номера квартир, и годы рождения родственников, и т.д.). Кто написал, садился на свое место.

Звучит задание: по эстафете выйти к доске и произнести одно из чисел сначала как количественное числительное в родительном падеже, потом как порядковое, употребив его с существительным.

Все кто в это время сидят на своих местах — судьи, которые определяют правильность выполнения дружным хлопком. Если хлопок прозвучал, то тогда произнесенное числительное стирается с доски, и отвечавший ученик садится на свое место. Если же хлопка не последовало, то ученик кладет на учительский стол фант  (договорились, что фантом  будет вещь, находящаяся у ученика в момент его выхода к доске).

Попросила всех встать, и сказала: кому понятно, что делать — садитесь, а кому не понятно — спрашивайте у тех, кто сидит. Все быстренько сели и мы начали круговую эстафету.

Когда прошло где-то 2,5 круга (на это ушло минут 10), на столе лежало всего 6 фантов (это потому, что числа старались выбирать полегче — в основном двузначные — редко кто для озвучивания у доски выбирал число четырехзначное). И вот я предлагаю выбрать от каждого ряда по 1 человеку из тех, кто ни разу не ошибся, но самого высокого по росту. Трое ребят встали лицом к классу. Так что стол, на котором лежали фанты, оказался позади них. А я, взяв в руки тот или иной предмет, спрашивала, что сделать этому фанту. Кто из троих придумывал задание, тот и проверял его выполнение (при непосредственном участии близсидящих учеников).

Все фанты были успешно отыграны: бегали по классу, прыгали, приседали, считали до 100, гладили по голове соседа, произносили скороговорки. А оставшиеся 15 числительных попросила записать в тетради и дома потренироваться в проговаривании числительных.

Видя оживленный интерес шестиклассников к отыгрыванию фантов, я решила попробовать подобную режиссуру и с десятиклассниками. Я сама написала на доске 60 слов на тему «Правописание не с разными частями речи». Там были и существительные, и прилагательные, и наречия. Среди которых прятались и глаголы с причастиями и деепричастиями, и числительные с местоимениями. Выходящим по эстафете ученикам необходимо было выбрать слово, определить часть речи и объяснить написание этого слова с не.

Условия к фантам были те же, что и в 6 классе. В ход пошли галстуки, свитера, сторублевки, часы, кольца, ключи и даже мобильники. Каждый фант вызывал массу эмоций. И в то же время я наблюдала, как сосредоточенно, напряженно вглядываются учащиеся в написанные на доске слова. Некоторые явно, что-то проговаривали про себя. А четверо даже пересели с последних парт на первые…

В отличие от шестиклассников, на столе оказалось гора фантов! И из 16 человек было всего двое, кто ни разу не ошибся, им-то и было поручено выдумывать задания для выкупов.

Ребята были столь увлечены, что весь урок мы только отрицательной частице не и занимались. Так что с 60-словами на доске мы к концу урока только-только справились. И фантов успели разыграть всего лишь 15. Зато как разыгрывали! И объяснялись в любви на коленях. И отжимались от пола. Поливали цветы. Отмывали доску. Прыгали на одной ноге…

После звонка на перемену ученики были готовы остаться в классе, чтобы по-честному отыграть свои оставшиеся фанты. Но после этого урока (он был четвертым) была объявлена линейка, и остаться в классе не было возможности. Что делать? На столе фантов еще не меньше, чем отыгранных! А и вещи-то дорогие. И я не нашла ничего другого, как разрешить разобрать вещи…

Но зато, когда десятиклассники пришли ко мне по расписанию на 6 урок, то первое, что я услышала: «Мы будем еще так заниматься?»

А на дом я им предложила составить свой аналогичный словарный список из 60 слов, предварительно вспомнив все необходимые правила. А в следующую пятницу обязательно отведу минут десять на сбор фантов у ошибающихся учеников с последующим их выкупом.

.

«Ворчалки на полях » [ от Вяч.Мих. ]

Такая смелая режиссура и вдруг — что за архаика?! — «я сама написала на доске 60 слов». Ученики будут вам признательны, если эту роль вы начнете уступать им самим.

Например: Все встали и сначала посмотрели на потолок… Потом обвели взглядом помещение и выбрали предмет (записали на листочке соответствующее существительное). Теперь выберете какой-нибудь признак (и запишите соответствующее прилагательное). Теперь найдите вокруг себя какое-нибудь действие (и запишите его глаголом). Справа от себя поищите другое действие (и обозначьте его деепричастием) и т.д.

Потом каждый ряд по эстафете переносит свои записи на доску, но уже с отрицательными частицами НЕ, чтобы ученики объясняли правильное или ошибочное написание того или иного выбранного (не своего!) слова (или словосочетания), получая от судей заслуженные хлопки или откупая свою ошибку фантом… С уважением. В.Б.

.

Сам себе РЕЖИССЁРРУССКИЙ ЯЗЫК

.

.

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вас в этом материале заинтересовал тот или иной методический ход, элемент, прием и в своей работе вы использовали его, то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с посетителями сайта своим рассказом — без особых прикрас — о том, что получилось, а что нет…

.

2 comments to Выкуп ФАНТОВ в 6 и 10 классах

  • Марина

    Спасибо огромное! Обязательно попробую всё, о чем вы здесь рассказали, на уроках! Потом напишу, что получилось…

  • Анастасия

    Очень интересная статья, и ворчалки тоже. Очень хочу научиться режиссуре урока, так чтобы детям было не скучно на уроках.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика