Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Кислородосодержащие органические соединения (10 кл)

Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

__________________________________________________

Из письма  учительницы химии Е.Ф. Кадужиной (ст. Домна Читинской обл.)

в отдел «Режиссура урока» (В.Букатову, М.Ганькиной)

редакции газеты «Первое сентября»

Кислородосодержащие органические соединения (10 кл)

или Проверяй, но доверяй

Повысить эффективность повторения, укрепить интерес к обучению, сплотить учеников в классе помог прием, подсказанный последователем социо-игровой режиссуры  в Твери — учителем математики Еленой Яниной.

Повторяли мы большую тему: Кислородосодержащие органические соединения.

Подписанный листочек разделили на шесть секторов, пронумеровали их. Учитель читал задания, десятиклассники записывали ответ, обозначая каждый раз свое авторство, и передавали листок соседу.

Да, чуть не забыла! Для отработки механизма передачи послание из рук в руки пришлось специально отвести время. Испробовав различные способы, наиболее оптимальным признали такой: I вариант передает свои творения сидящим сзади, II вариант — сидящим впереди, а первая (последняя) парта как замыкающая цикла — сосед соседу.

Работали ребята с воодушевлением, слышны были призывы писать аккуратно, не задерживать друг друга. В конце листочек вернулся хозяину. Следующий этап, проверка, вызвал недовольство у слабых учеников: «А как я буду проверять?» Очень просто. По ходу диктовки я кратко записывала задания на доске.

1 Общая формула карбоновых кислот

2. Функциональная группа альдегидов

3. Структурная формула этаналя

4. Структурная формула бутановой кислоты

5. Гомолог бутановой кислоты

6. Изомер бутановой кислоты

Задания, которые выполнял каждый уже на своем листочке:

7. Дать название веществу, формула которого записана у вас под № 5.

8. Сделать дырку в секторе, где записана формула уксусного альдегида (№ 3).

9. Зачеркнуть формулу вещества имеющего название 2-метилпропановая кислота (№ 6).

10. Если это возможно, в каждом секторе обведите кружочком карбонильную группу атомов.

Итак, читай, сверяй, находи ошибки, ставь оценку. Результаты проверки были многообещающими – в основном «4» и «5». Только Алена огорчена: на своем листочке вывела «2».

— Елена Федоровна, что же, эта «двойка» мне в журнал пойдет?

Для первого случая решила перепроверить работы сама. При этом учитывала следующее. Не исправил на своем поле ошибку — минус. Сколько ошибок под твоим автографом на других территориях, столько минусов получаешь дополнительно. В итоге учительская оценка получилась иной.

А Алена, умница, поработала на «5»: и листочек проверила тщательно, и на чужих полях «опечаток» не сделала.

Для меня перепроверка работ оказалась довольно кропотливым делом. Но результат оправдывал издержки. Ребята увидели, что существуют нестандартные ситуации, поэтому так важно отвечать за свои поступки, объективно оценивать работу свою и одноклассников. А ведь некоторые недальновидные ученики, напрямую увязав оценку в журнале с оценкой за коллективный труд, на своем листочке решили подтасовать факты, «не заметив» ошибок. Урок и для учителя: доверяй, но проверяй. Хотя мне больше нравится так: проверяй, но доверяй!

Ситуация, когда личное творчество становится достоянием многих, стала испытанием характера для слабонервных. Я наблюдала, как с первой парты листочек отправился в путь с верно выполненным заданием (формула этаналя), а после странствий формула оказалась исправлена на С2Н5ОН. Советую таким ребятам чаще доверять своим знаниям, а не авторитетному мнению соседа.

Еще мне понравилось то, что был выдержан темп урока. При фронтальной письменной работе ученики всегда умудряются выпросить «ну еще немножечко времени», а здесь сама обстановка задавала четкий ритм деятельности.

¤  ¤  ¤

Вдумчивое чтение советов по «режиссуре урока» дает очень многое. В стремлении рассказать о своей работе перебираешь сотни слов, и постепенно отлетает словесная шелуха, начинает выкристаллизовываться главное, существенное.

Благодаря социо-игровой педагогике я обрела уверенность в том, что стою на правильном пути. В моем понимании химия — не самоцель, а материал для создания цельной картины мира, выработки умения ориентироваться в нем, средство для понимания связей между отдельными фактами и явлениями.

Уважаемые Александра Петровна и Вячеслав Михайлович! Примите слова искренней благодарности за действенную помощь, за полет мысли, за возможность повысить свой профессиональный уровень.

Я не только ваша благодарная ученица, но и популяризатор идеи. О приемах режиссуры урока рассказывала на областной конференции; выступила на районном семинаре учителей химии. И я верю, что лед тронется и достоинства социо-игровой методики оценят учителя многих школ.

Статьи по социо-игровой педагогике — не только думающий собеседник для меня, но и школа взросления для моих десятиклассников. Спасибо всем!

.

.

Сам себе РЕЖИССЁРХИМИЯ

.

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приеме, и он оказался полезен для вашей «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас – о том, что получилось, а что нет…

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика