Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

1.ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СЕЛА

Сам себе РЕЖИССЁРШкольный музей и краеведческий кружокyчительская ПОДСОБКАСбор и систематизация материалов по традиционному крестьянскому костюму

Опубл. с сокр. в брошюре: Социо-игровая педагогика
во внеурочной деятельности сельских школьников
: Учебно-методическое
пособие / Ответств. редактор доктор педагогич. наук В.М.Букатов.—
М.: ИСПС РАО, 2004.— С.41-77.

Евгения Артемьева

Сбор и систематизация
материалов
по традиционному
крестьянскому костюму


1. ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО СЕЛА

Предисловие

Тема русской народной культуры в целом и традиционной одежды в частности в XXI веке  привлекает особое внимание не только специалистов этнографов и фольклористов, но и широкий круг работников культуры и образования. Поэтому данное пособие создано для учителей гуманитарных дисциплин, для руководителей факультативных курсов по народной культуре, художественных руководителей сельских и областных домов культуры, для создателей сельских и школьных краеведческих музеев, а также для всех руководителей и педагогов творческих студий и ансамблей, работающих с разнообразными материалами по народной культуре.

Обучение и воспитание детей на уроках в школе и на внеклассных занятиях  успешно и продуктивно тогда, когда  образовательный процесс становится целостным и гармоничным. В этом случае обращение к традиционной культуре помогает преодолеть формальные рамки урока или занятия. Сама специфика материала (народная культура синкретична по свой сути) подсказывает педагогу и учащимся новые формы общения и обучения.

При совместной работе педагогов и учащихся важно то, что они вместе могут собирать, систематизировать, анализировать материал по народному костюму. Для того, чтобы организовать небольшую фольклорно-этнографическую экспедицию совсем не обязательно ехать в районы крайнего Севера или забираться высоко в горы. Необыкновенные открытия ждут ребят (да и опытных специалистов) в соседней деревне или селе. Такие занятия не только расширят кругозор учащихся, оставят незабываемое эмоциональное впечатление, но и смогут реально пополнить архивы этнографических экспедиций.

В таких простых, полубытовых ситуациях, когда молодые люди, студенты, школьники настроенные на поиск, узнавание, открытие, общаются со старшим поколением, с людьми, которые донесли до нас старинные обычаи и предания, и происходит преемственность культуры. Ведь внимание, уважение и терпение к проявлениям иной, непонятной пока среды — это первый шаг к интеграции современного села с традиционной культурой.

Разрабатывая пособие по народному костюму мы сознательно отказались от однозначных и неоспоримых рекомендаций и выводов. Мы предлагаем читателю самостоятельно сделать заключения, опираясь на приведенные примеры.

.

Неиссякаемый источник

Фольклор — эта та благодатная почва, на которой вырастает здоровый патриотизм. Сегодня мы начинаем понимать, что совсем не знаем своей национальной культуры. В последние годы получила достойное внимание и стала популярна этническая музыка Африки, североамериканских индейцев. Латинские ритмы захватили весь западный мир, и, как водится, и в нашей стране такая музыка стала вызывать особый интерес. Но как только наши современники сталкиваются с самобытным архаичным звучанием русской народной песни, видят настоящие русские крестьянские костюмы, у них часто возникает недоумение и непонимание.

Нередко, не только горожане, но и сельские жители люди просто не узнают, свой традиционный фольклор. Например многие уверенны, что песни, исполняемые на одном из южнорусских говоров поются вообще на иностранном языке, что такие странные одежды носили где угодно, но ни как ни в Орловской губернии.

Ни для кого не секрет, что многие шедевры мирового классического и авангардного искусства созданные под влиянием фольклора, традиционной эстетики, несут в себе яркий национальный колорит. Народная культура — нескончаемый источник для вдохновения, осознания прошлого культуры, и конечно же, для движения вперед. Недаром современная эстетика построенная на переживании всех этапов мировой культуры, вновь вернулась к архаике, фольклору, первобытным корням, чтобы почерпнув силы, выплеснуться новой волной.

По всей видимости, интерес  к фольклору вызнан не просто модой, веянием времени, а является необходимым условием для дальнейшего развития русской культуры.

Сегодня уже трудно представить себе детское учебное заведение, где бы ни вели предмета, связанного с народным творчеством, или праздника, концерта или торжественного мероприятия, где бы не звучала народная музыка.

.

Рассматривая малое, помнить о большом

О фольклоре, народных промыслах и народном костюме издано множество пособий, хрестоматий и сборников с подробными описаниями и методическими рекомендациями. Но, как это всегда бывает в реальной жизни, когда проводится районный отчетный концерт, когда надо, чтобы от вашего села, города, школы выступил детский фольклорный коллектив, возникает одна и та же проблема: во что одеть детей? Как нарядить их так, чтобы было понятно, что это фольклор, чтобы выглядели они нарядно, ярко, самобытно, а не бедненько на фоне других, может быть более обеспеченных коллективов. Вот и мечется директор, методист и худ. рук. сельского дома культуры в поисках «фольклорного костюма».

В такой ситуации ярко проявляется одна очень важная проблема: мы воспринимаем народный костюм лишь в его концертно-утилитарном, потребительском значении. Нужно выступить — надел, не нужно — повесил в гардероб и забыл. А ведь народный костюм — одна из очень важных составляющих традиционной русской культуры! В нем, как в фокусе, сосредоточены наиболее важные черты и особенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы. Это неотъемлемая часть наследия, которое донесли наши предки сквозь века, и которое досталось нам, людям XXI века. не случайно становление нового самосознания, формирование национальной самооценки в современном меняющемся мире все чаще требует обращения к глубоким корням русской культуры.

Не секрет, что в народной культуре, которая синкретична по своей сути, нельзя выделить лишь одну часть, не потеряв при этом основного смысла, значения, того мощного духовного начала, которое составляет основу традиции. В среде народной культуры все взаимосвязано и перетекает одно в другое: песня — в танец, обряд — в процесс выполнения аграрных работ, одежда — в ритуальный предмет. Понять гармоничность и истинную красоту народной одежды возможно лишь в ее среде, в движении: во время пляски на свадебном пиру, во время сенокоса, среди пышной зелени лугов, на сверкающем от солнца снегу на масленой неделе.

И каждый раз обращаясь к теме крестьянского костюма, важно помнить о нитях, что связывают его со всеми другими формами национальной культуры. Рассматривая малое, помним о большом. Народный костюм, как и другие области крестьянского быта и искусства, достоин быть отдельной темой для разговора. Работа с народным костюмом может помочь формированию правильных этических и эстетических установок, так как в самом материале заключены эти принципы.

Внимательное отношение к народному костюму ведет к формированию правильного образа народной культуры в целом.

.

Об уникальности народного костюма каждого села

Так что же это такое, русский народный костюм? Это те кокошники, сарафаны и красные сапожки, которые шьют для народных хоров в театральных мастерских? Или это те странные одежды, что экспонируются в музеях этнографического направления?

Ответ на эти вопросы зависит от того, что подразумевать под русским народным костюмом. Если Вы думаете, что можно заказать или изготовить типичный русский народный костюм, то это не так. Как это не странно звучит, русского народного костюма как такового нет!  Есть уникальные, интереснейшие крестьянские костюмы разных областей и регионов России, так не похожие друг на друга: Западной Сибири и Донского Казачества, Калужской и Воронежской областей, Вологды и Великого Устюга, Твери и Смоленска. Но и такое деление может быть лишь очень общим и условным, т.к. в каждой деревне были свои особенности в нарядах.

В каждом селе, районе наряжались по-своему, отлично от соседей. Спросите своих односельчан, тех, кто застал «бывалые времена». они расскажут, что у них носили на «сарахфаны», как в соседней деревне, а «шубки», а вот в 10 км, в другой деревне, носили «понёвы» и «занавески».

Так зачем же нас сейчас выдумывать какой-то общерусский эстрадный вариант? В конце ХХ века частенько фольклорные ансамбли, составленные из народных певиц — жительниц одного села, одевали в сшитые на скорую руку «фольклорные костюмы», хотя у каждой из них в сундуках сохранились традиционные наряды их матерей и бабушек. Еще тех, кто знал и пел настоящие старинные песни, заставляли учить частушки из сборника для выступления на Дне Урожая. Такой подход всего лишь имитирует народный костюм, народную музыку, танец в большей или меньшей степени похожести. Унификация культуры, проявляющаяся в подобных методах не даёт положительных результатов. Люди обращаются к народной песни, танцу, костюму для того, чтобы понять преемственность поколений, прочувствовать её на тонком уровне, чтобы сохранить себя и найти неповторимый путь развития. В этом смысл обращения к первоисточникам, корням, которые питают нашу культуру и сохраняют национальную самобытность.

Тут могут возникать такие закономерные вопросы. А какой же он, настоящий народный костюм моего родного края? А что если под рукой не окажется книжки, где можно прочитать, а лучше посмотреть, как он выглядел? А что если фольклористы-этнографы еще не приезжали в наш край и не составили научного описания?

Парадокс ситуации заключается в том, что фольклор (и костюм как часть его) существует не в академических изданиях и хрестоматиях, не за витринами центральных музеев,  не в методичках, а в конкретных деревнях, в конкретных повседневных вещах. И соседка баба Даша, с которой мы ежедневно встречаемся, и есть носитель народной мудрости. Она и другие бабушки, дедушки из вашей деревни и есть то ключевое звено, без которого невозможна традиционная устная передача культуры, опыта и знаний.

Как справедливо замечает Ф.М.Пармон, сегодня народный костюм, являясь достоянием музейных коллекций, чаще всего оказывается неподвижным консервантом культуры. Чтобы народная эстетика стала доступной нашим современникам требуется налаживание особой связи оставшихся реалий традиционной культуры с повседневной жизнью подрастающих поколений.

.

Из первых рук и по крупинкам

Представляется нормальной та педагогическая ситуация, когда не школьный учитель детей учит фольклору, а среда и народ — основные учителя. Народ учит всех тех, кто исследует костюм, кто создает народную одежду, кто работает с учениками в этом направлении. И наша задача открыть для учеников первоисточник, дать им самим возможность перенять народную культуру из первых рук.

Вот и универсальный ключ к решению. Взглянуть по-новому на привычные глазу расшитые полотенца, которые украшают каждый дом в деревне. А что если эта вышивка (а может и ткачество?) традиционна для нашего района? Спросим у хозяйки: кто это делал? Мама? Бабушка? Прабабушка? Так значит этому полотенцу уже более 100 лет. А как оно делается? А сейчас так умеют вышивать?

В ходе подобных расспросов начинают открываться многие этнографические тайны, скрытые в повседневном быту.

Зачастую можно услышать: «Да, мол, где-то есть деревни, где сохранили, сберегли наряды да уборы, где поют старинные песни. А у нас-де ничего нет». Но если присмотреться внимательно, поискать, то выясняется, что именно в этой деревне поют такие свадебные песни, которые в других местах давно забыли. А та изношенная вещь, которая годится лишь на тряпки (бабушка хотела выбросить), — оказалась старинной рубахой с долгими рукавами и уникальной вышивкой. Надо только суметь увидеть уникальность в этой неприглядной на первый взгляд вещи.

А если порасспросить подробнее, то хозяйка расскажет, что к таким-то рубахам и юбки надевали особые, и надо-де у соседки спросить, куда это она бабкину юбку дела, может и сохранила. Так, по крупинкам, и собирается этнографический материал.

Конечно, таким способом трудно  быстро  добиться ощутимого результата. Такого,  чтобы было что сразу и показать, и рассказать, а тем более одеть участников очередного конкурса самодеятельности. Но ведь главная задача — в гармоничном развитии подрастающего поколения. Поэтому в фольклорной работе самоценен процесс, а не конечный результат. Хотя со временем обязательно появятся и солидные результаты.

Незаметно пройдет какое-то время, и в Вашем доме культуры появится уникальное собрание народного костюма. Да не абстрактного «русского народного» костюма, а традиционной одежды Ваших односельчан, родителей, предков. И те дети и подростки, которые принимали участие в собирании музея сами обогатились, пообщавшись с людьми, расспросив про старинную жизнь, прикоснувшись к истории своего народа.

.

Музей своими руками

Конечно трудно составить полные комплекты костюмов каждого вида, бытовавших в данной местности. Ведь раньше девушки, молодые женщины, старухи, мужчины, дети — все одевались по-разному. А сохранились лишь отдельные элементы этих комплексов. В такой ситуации поможет подробное описание, составленное со слов местных старожилов. Они расскажут как наряжались на свадьбы, праздники, покос, зимой, весной.

Такое собрание костюмов будет не просто мертвым хламом, который пылится в школьном музее, а уникальной коллекцией, дополненной бесценными живыми свидетельствами. И такой материал представляет реальный интерес для специалистов.

Ну а если недостающие части костюма энтузиастам помогут изготовить местные мастерицы (наверняка пожилые женщины помнят как делать головной убор  или фартук), то, возможно, больше не возникнет проблемы с концертными выступлениями.  Да и сам процесс создания этих костюмов поможет найти новые формы сценического воплощения сюжетов из жизни крестьянства.

Вот и выходит, что  открытие в местной администрации или сельской школе музея крестьянского быта — один из наиболее верных шагов к сохранению традиционной культуры на местах. И все бы хорошо, если не один нюанс, который может перечеркнуть все положительные начинания.

Как правило, школьные музеи создаются энтузиастами, людьми, которые увлеченно начинают благое дело, любят и ценят народную культуру. На каком материале создавать музей? Ну конечно же, на материале местной традиции. Собирают экспонаты для музея по всей деревне. Зачастую люди отдают дорогие их памяти вещи (предметы мебели, быта, полотенца, одежду), изготовленные родителями или прадедами.

Через некоторое время в таком музее скапливается достаточный объем экспонатов, среди которых могут встретится уникальные вещи общероссийской культурной значимости.

Хорошо, если музею выделяют особое помещение, где и размещается экспозиция, проводят экскурсии. Как правило, не имея достаточного опыта и знаний, сотрудники импровизированного музея не создают реестра, описи экспонатов, не имеют возможности соблюдать условия хранения.   Вещи в экспозиции ветшают, пылятся, теряют вид. Экспозиция устаревает. Ну а если случилось так, что тот человек, кто организовал музей, например, переехал, музей остался без хозяина. Или же собранное переходит в руки людей, кому не интересно заниматься со старыми тряпками и деревяшками. Сначала помещение просто запирают, а через какое-то время и вовсе упраздняют музей за ненадобностью. Вещи относят в подвал, где они пропадают (в прямом и переносном смысле). А ведь среди них были по-настоящему бесценные образцы. Так у людей формируется недоверие и нежелание отдавать в музей (или места общего хранения) вещи, представляющие ценность для них и их семей.

Такая судьба сельского самодеятельного музея к сожалению не единична. И даже если все не так плачевно, и в конце концов коллекция переходит в фонды государственного музея (где есть возможности для правильного хранения и научного исследования), то для полноты и законченности коллекции не хватает сведений, которые можно было записать только в тот момент, когда вещь была у своего хозяина.

Просто кусок ткани, расшитый узором — молчащий экспонат. А вот если та хозяйка, которая отдавала его в музей, сообщила, что это распоротая мужская рубаха, а вернее, рукав от нее, и что эту рубаху вышивала ее мать к свадьбе, и что такие узоры называются «петухи» — это вещь говорящая. Кроме того, зная год рождения хозяйки можно предположить примерную датировку самого экспоната. Такая информация особенно ценна для создания более полного образа мужского костюма этой деревни.

.

Сохранить, изучить, воссоздать

Лучше, чтобы вещи оставались у исконных наследников и переходили к их детям. Тогда есть реальная надежда, что не разорвется ниточка преемственности поколений. Хотя, к сожалению не всегда, люди, к которым по наследству достаются бабушкины сундуки со старинным приданым — лучшие музейные хранители.

Итак, все задачи по изучению или сохранению народного костюма, не имеют однозначных решений. Важно то, что до тех пор, пока будут существовать люди, которым интересна эта тема, которым не безразлична судьба исторических и этнографических памятников — не прервется нить преемственности. И последующие поколения о древнейших формах народной вышивки, ткачества, бисероплетения узнают не понаслышке.

Важно понимать, что собирая коллекцию таких уникальных экспонатов, как единственные в своем роде образцы крестьянской одежды, мы берем на себя огромную ответственность за их дальнейшую судьбу. Мы не вправе небрежно относится к национальным культурным ценностям.

Итак, несколько исходных ориентиров ценителям, энтузиастам, собирателям фольклора:

Обращаясь к реалиям народной традиции необходимо помнить, что эта культура состоит из самобытных единиц и грубая нивелировка может привести к утрате основного внутреннего смысла.

Народная культура сохранила древнейшие пласты отчасти потому, что была достаточно локальна, т.е. имела четкий ареал распространения. И пренебрегая о региональными различиями в традициях, мы утрачиваем архаичную самобытность.

В крестьянском костюме, как и в других областях прикладного искусства, деталь несет колоссальную семантическую и функциональную нагрузку. Исследуя детали в подробностях можно постичь основные принципы народной эстетики и технику исполнения.

Народный костюм − часть национальной культуры. История страны сложилась так, что сегодня она требует особого внимания. Нужно приложить массу профессиональных умений, навыков, знаний для изучения, сохранения и воссоздания  уникального народного костюма.

Сам себе РЕЖИССЁРШкольный музей и краеведческий кружокyчительская ПОДСОБКАСбор и систематизация материалов по традиционному крестьянскому костюму

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика