меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Шпаргалка милая моя!»

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаДом ЛИТЕРАТУРНОГО творчества«Комната» СМЕХА

Банников Сергей Валерьевич (учитель географии школы №666 ЮАО г. Москвы)

«Шпаргалка милая моя!»

Непредвзятый взгляд школьного учителя

Кто она эта самая шпаргалка: друг, враг, помощник или вредитель? Никто не даст утвердительного ответа на этот вопрос. Шпаргалкой пользовались с тех пор, как только человек начал учиться. Но какова ее роль в процессе обучения. И вот здесь все участники процесса обучения разделятся на две группы: одни — за применение (чаще в эту группу войдут те, кто учится), другие — категорически против применения шпаргалки (те, кто учит). Каждый человек хотя бы раз в жизни пользовался услугами этой капризной «леди».

Шпаргалка является вредом, т.к. ученик надеется не на свои силы, а на помощь из вне. С другой стороны, шпаргалка может являться вариантом подготовки, т.к. — это конспект. Ученик, написав шпаргалку, ознакомился с материалом, как минимум два раза: один — для формирования общего представления о содержании, второй — для конспектирования. Только освоив азы написания конспекта, можно составить грамотную шпаргалку. Парадоксом является то, что пользуются шпаргалками, в основном, хорошисты и отличники. Подобное открытие я сделал для себя, поговорив с ребятами, постоянно пользующимися шпаргалками. И что более всего поразило, так это то, что процент «успешных» учащихся среди пользователей шпаргалок доходит до 90%. Парадокс!

Ответ на этот вопрос, оказывается, лежит на поверхности и прост, как этот мир. «Родители хотят хороших оценок». «Для поддержания имени». Троечники надеются на свой жизненный опыт, на природную смекалку и изобретательность, а хорошист зацыклен на ситуации постоянного успеха. Троечник выработал своеобразную психологическую защиту от неудач. Отличник в большей степени подвержен психологическим срывам из-за краха авторитета, имени, результата деятельности. Учитель должен выработать вместе с ребенком убеждение о временном характере неудач, уверенность в собственных силах, веру в положительный результат деятельности.

Второй год подряд в школе в старших классах провожу конкурс шпаргалок. Проведение именно в старших классах данного конкурса объясняется устоявшимся отношением к учению, как к процессу добывания знаний и психологической готовностью учеников к альтернативным формам обучения, а также сформировавшимися навыками различной деятельности, связанной с работой с источниками географической информации. Идея конкурса возникла совершенно случайно и принадлежит отнюдь не мне, а была подсмотрена в одной из телевизионных передач, в которой преподаватель какого-то института рассказывал о коллекции шпаргалок, собранных за период работы. Сам себя спросил: «А почему бы не провести конкурс в стенах школы?».

Первое упоминание о подобном конкурсе повергло ребят просто в шок. Разве возможно подобное? Почему вдруг внимание обращено на шпаргалки? Для себя я ответил на эти вопросы: да, возможно, т.к. подобный конкурс позволит по иному представить используемые виды шпаргалок, что учителю надо бы знать, а второе — эта форма работы является дополнительным средством мотивации учения. В результате разбора вариантов шпаргалок, каждый участник конкурса делился опытом написания и применения данных «помощников». Зная мое отрицательное отношение к шпорам, многие приняли объявление о конкурсе как шутку. Но когда на следующем уроке велось вполне серьезное обсуждение вариантов с выделением их положительных и отрицательных сторон, все сомнения развеялись.

Условиями конкурса были:

  • соответствие подобранного материала изучаемой теме,
  • оригинальность исполнения образцов.

Первоначально необходимо было оговорить объем материала. Хитростью было то, что я намеренно увеличил предложенный материал по объему, чтобы ребята могли сделать выборку: классифицировать и синтезировать материал, убрав все лишнее, оставив только самое важное. Что поразило при проведении конкурса, так это полет фантазии ребят, а развитие творческого начала в ученике является одной из важных задач педагогики в целом. По итогам проведения конкурса было выставление оценок. Причем ребята сами должны были выбрать самую-самую шпору, а автор получал за ее изготовление пять. Обиды на то, что не всем  поставлены оценки не было и в помине. Эмоциональный настрой был такой, что оценка не являлась основным мотивом деятельности. Когда в педагогике оценка отходит на второй план, а главным становится заинтересованность в работе, тогда повышается результативность обучения в целом. Парадоксом для меня было то, что при проверке домашнего задания без использования шпаргалки, результативность работы была на порядок выше. Почему? Потому, что подготовка к уроку шла через игру, заинтересовавшую ребят. Применение игровых технологий приводит к повышению мотивации учения.

Но вернемся к конкурсу. Какими они были эти самые шпаргалки.

1. «Простой карандаш». На простом карандаше, желательно темного цвета, надписывается необходимый материал. Достоинством данного вида является то, что данный предмет не вызывает опасений со стороны учителя и присутствует на каждом уроке. Недостатком является малый объем материала, возможный для написания.

2. «Книжечка». Это наиболее распространенный вид шпаргалки. Особенностью является размер этой книжечки, от которого зависит место закладки. Оно может быть произвольно: от футляра из-под очков до браслета от часов.

3. «Пропуск». Во многих школах существует пропускная система. На обратной стороне пропуска наносится необходимый материал.

4. «Веер». Лист складывается веером и с обеих сторон прикрепляется к ножкам циркуля либо измерителя.

5. «Трубочка». Лист сворачивается в виде трубочки. В качестве контейнера используется: шариковая ручка, корешок учебника и т.д.

6. «Кольцо». Лист сворачивается под ширину кольца и аккуратно размещается под него.

7. «Стелька». В данном случае возможны два варианта:

а) стелька закрепляется внутри ботинка и, вынимая ногу считывается информация.

б) стелька закрепляется с внешней стороны ботинка. Положив ногу на ногу можно считать информацию.

8. «Ластик». Ластик разрезается пополам, затем в прорезь вкладывается листок с информацией. На ластик наносится текст.

9. «Линейка». На линейку наклеивается лист с текстом или на ее поверхность наносятся надписи. Лучше использовать металлическую линейку и простой карандаш. В этом случае надпись легко удаляется движением пальца.

10. «Часы». Вместо рисунка на циферблат наносится информация. Недостатком является малый ее объем. Второй вариант: на две оси закрепляется рулон. Поворачивая оси — перемещаем текст.

11. «Липучка». На тыльной стороне парты, стула, соседа закрепляется лист с помощью скотча или липучки.

12. «Кулон». Под кулон или в него закладывается лист с текстом.

13. «Заколка». На поверхность заколки или между декоративным оформление закладывается лист.

14. «Невидимка». При распущенных волосах один из локонов закалывается невидимкой. Лист с текстом прячется в волосах.

15. «Ногти». Информация наносится на окрашенные лаком ногти. Цвет надписи должен сочетаться с фоном ногтей.

16. «Рукав». Шпаргалка закрепляется булавкой к внутренней стороне рукава с помощью резинки. При необходимости резинка растягивается и лист с текстом свободно перемещается в рукаве.

17. «Плеер». Текст записывается на кассету и через наушник воспроизводится. Шнур с наушником  пропускается через рукав и прячется в ладони или маскируется в распущенных волосах.

18. «Очки». На стекла очков наносится текст. При размещении очков на светлой поверхности текст легко считывается.

19. «Диск». На обратной стороне CD — диска наносится текст.

20. «Цветочный горшок». Ученик, сидящий около подоконника с цветами, заблаговременно простым карандашом на цветочный горшок наносит текст, оглядываясь по сторонам, этот текст  считывает.

21. «Калькулятор». В окошке калькулятора размещается лист с текстом, перемещающийся с помощью двух барабанов.

22. «Платок». На пестрый платок  наносится текст. Смахивание пылинки с лица не вызывает подозрения.

Представленные виды шпаргалок помогут учителям вовремя разобраться в манипуляциях учеников на уроке. Использование шпаргалки не является панацеей от плохой оценки. Главное в процессе учения — эта опора ребенка на собственные силы и формирование учителем стабильной положительной мотивации к учению. Проведение конкурсов, подобных вышеописанному, позволит создать в процессе учения непринужденную атмосферу делового сотрудничества учителя и ученика, а так же повысить качество знаний и интерес к предмету.

Сергей Банников

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаДом ЛИТЕРАТУРНОГО творчества«Комната» СМЕХА

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика