меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

«Конкретно мозговально» или Из песни слова не выкинешь

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаДом ЛИТЕРАТУРНОГО творчества«Комната» СМЕХА

учитель географии, экономики и физики
Сергей БАННИКОВ


«Конкретно  мозговально» или

Из песни слова не выкинешь

Все началось с урока по теме «Озеро Байкал. Экологические проблемы и пути их решения». В ответе одного из учеников вдруг промелькнула рифма. Моментально родилось задание: представить ответ на один из учебных вопросов (они напечатаны в конце параграфа) в виде четверостишия.

На удивление, ни одного голоса против высказано не было. Наоборот, ребята самостоятельно разбились на компании и тут же приступили к работе. Я думал, что результат будет отрицательным или сведется к какой-нибудь чепухе. Но моему удивлению не было предела, когда представленные ответы не только отражали суть поставленной проблемы, но и были облечены в стихотворную форму.

Самое удивительное, что в дальнейшем любое подобное творческое задание я опробовал на этом классе и ни разу не было срывов или отказов в выполнении. Использование в качестве ответа стихотворной формы, песни, загадки возможно практически на любом этапе урока — от проверки домашнего задания до изучения нового материала и проверки первичного усвоения знаний.

Если ученики сочиняли песню, то в качестве аккомпанемента использовали подручные материалы: от пустых пластиковых бутылок до музыкальных инструментов из кабинета музыки. Мелодии в основном соответствовали музыкальным пристрастиям ребят — рэпу, року.

Реакция ребят-слушателей — аплодисменты, возгласы восторга и подбадривания, одобряющий свист и тому подобное.

Как-то раз в качестве задания я попросил по одному из параграфов сочинить загадки. Откликнулось всего шесть человек. Но при ответах я видел, что остальным было и интересно слушать ответы-задания, и завидно хорошим оценкам. Тогда ребята попросили на следующем уроке дать им опять какое-нибудь творческое задание.

Так я и сделал. К сочинению дидактической оды по учебной теме (или баллады — по выбору) подключилось уже десять человек. А вот в сочинении и исполнении песен участвовали все!

Я думал, что на этом все закончится. Но ребята сами настояли на подготовке к следующему уроку ответов-частушек. А почему бы и нет? И что удивительно — домашнее задание выполнили абсолютно все. Даже те, кто отсиживался на последних партах. Исполнять частушки рвались все: и те, кто был на уроках всегда активен, и те, кто обычно при ответах отличался косноязычием.

На этот урок я специально пригласил завуча школы (она преподает физику), которая и оценивала работы ребят. В этой ситуации я больше смотрел не за учащимися, а за восторженной реакцией завуча. Ее оценки вызвали у ребят неподдельное недоумение. Представьте себе оценку пять «в пятой» или «в седьмой степени»!

Загадки по Географии

9 класс. Тема: «Районирование территории России»

Загадки были составлены учениками дома в целях обобщения ранее изученного материала. Опрос производился с помощью передачи «волшебной палочки».
Маленький да удаленький,

Граничит с Прибалтикой он,

Специализируется

на машиностроении.

Что это за район?

На Кавказе адыгейцы,

кабардинцы и чеченцы.

А в Поволжье — чуваши.

Кто в Сибири? Подскажи…

Что из себя представляет район,

Который от России так удален?

Даже не район, а область так удалена,

Но на карте найти ее нет труда.

Балтийское море ее омывает,

Прибалтика нас туда не пускает.

Песни по Географии

7 класс. Тема: «Географическое положение материка»

Исполнение песни сопровождалось показом географических объектов на картах под аккомпанемент подручных музыкальных инструментов, сделанных учениками заранее своими руками.

I куплет

Много интересного, чудесного, полезного

В себе он сохранил.

И низменность, пустыни,

Поля, луга красивые

И все места любимые.

II куплет

Из гор пример — Карпаты,

Хотя они горбаты.

А горы Пиренеи

Намного их острее.

Тянь-Шань и Гималаи

Не полностью в Китае.

И Альпы — иностранцы,

Хотя и не китайцы.

Загадки по Физике

8 класс. Тема: «Световые явления»

Загадки были составлены прямо на уроке при проведении обобщения по данной теме.
Знаем область мы пространства,

В нее не попадает свет,

Источники туда не светят.

Ну вот и все. Я жду ответ. (Тень.)
Я стою, смотрюсь в него.

Не пойму я ничего.

Может, объясните мне —

Аньки стало целых две! (Зеркало.)
Без него умрут растенья,

Без него погибнем мы,

А еще в конце добавлю:

Он антоним темноты. (Свет.)
Этот прибор называют

«комнатой темной»,

А изображение получишь

хорошо освещенным. (Камера обскура.)

Песни по Экономике

11 класс. Тема: «Фискальная политика»

Спецификой исполнения было то, что помимо текста самой песни присутствовал речитатив — перевод якобы с итальянского языка.

Песня «Баксотырильно политикано»

(Фискальная политика)

Баксотырильно политикано

Тундо Березовский.

(Я придумал фискальную политику.)

Для хапо свой кармано

Ундо разумально.

Финансо пирамидо

Для лохов постровально.

(Для достижения экономических целей я применяю множество расходных и налоговых функций.)
Конкретно мозговально

Шарахто я могунто.

Своя кармано баксо

До отказа набиванто.

(Теперь я могу управлять госбюджетом. Я стимулирую и ограничиваю совокупные спрос и расходы.)
Я раньше обожатто

Обломанто президента.

Поэтому за мной

Послали фээсбэнто.

(Я люблю ограничивать правительственные расходы и повышать налоги. Я назвал это ограниченной фискальной политикой.)
И дальше жизнь моя

Пошлатто плохованто.

И нанто было

За бугоро уезжанто.

(Моя любовь — расширенная фискальная политика, которая осуществляется за счет роста госрасходов.)
Такие формы изучения нового материала, проведения опроса и закрепления ранее изученного настолько заинтересовали ребят, что практически каждый урок кто-либо обращается с просьбой выслушать их ответ то в виде загадки, то песни, то какой-нибудь оды. Результаты проведения письменных работ в классах, где использовались игровые формы обучения, несравнимо выше, чем в классах, где изучение этих тем велось по стандартной методике. В классах, сочиняющих стихи и распевающих частушки, неудовлетворительные оценки отсутствуют, а количество хороших и отличных доходит до 95%.

Сергей БАННИКОВ,

учитель географии, экономики и физики

г. Москва

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаДом ЛИТЕРАТУРНОГО творчества«Комната» СМЕХА

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика