меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

(2) Рудименты педагогического бескультурья

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»Имидж школы кроется в МЕЛОЧАХ

Виктор Громовой, председатель Координационного совета Ассоциации лидеров образования Украины, заслуженный учитель Украины (Кировоград)

Имидж школы кроется в мелочах


(2)   Рудименты педагогического бескультурья

Я не знаю, хорошо это или плохо, но нигде за границей не видел, чтобы дети дружно вставали и хором затягивали «До-бры-ы-ы-ы-й де-е-е-нь» в момент появления на пороге класса кого-то из взрослых. На тебя никто не обращает внимания, когда ты заходишь на урок, ни на Диком Западе (США), ни на Дальнем (Япония), ни на Ближнем (Израиль) Востоке.

Американская учительница, когда видит в своей школе «чужих» людей, как правило, искренне улыбается. У нашей же учительницы в аналогичной ситуации часто на лице написана обеспокоенность, а то и страх: может, это какие-то проверяющие пришли в школу?!

Рудименты тоталитарной педагогики обнаруживаются в мелочах. В передовой украинской гимназии вы можете побывать на замечательных открытых уроках и внеклассных мероприятиях (это ещё одно слово, от которого стоит отказаться), но зимой, несмотря на то, что в классах температура может опускаться до низких отметок, детей всё равно заставят быть в форме и сменной обуви. Так что тёти на задних партах будут сидеть в шубах, а маленькие дети — синеть от холода в беленьких рубашечках, показывая очередное образцово-показушное шоу. Всё будет красиво, и никто не задумается над тем, что на следующий день полкласса может заболеть.

Педагогическая специальность, как правило, делает людей лучше, чем они есть на самом деле (вспоминаю, как на учительском съезде тогдашний киевский городской голова Александр Омельченко сорвал аплодисменты, когда искренне посочувствовал педагогам, которые не могут «ни лишней рюмки выпить, ни выругаться…») Это — правило, но и здесь не бывает без исключений. К сожалению, до сих пор можно привести немало примеров того, как именно учитель становится главным инквизитором новейшего времени.

Не верите? Спросите у мамы, которая растерянно стоит под дверью 3-го класса, поскольку у ребёнка начался психоз после того, как учитель публично потоптал его достоинство: огласил неутешительные результаты контрольной и привёл примеры «ужасных» ошибок, которые сделал этот ребёнок.

Или поинтересуйтесь, почему взрослому человеку с внешностью Шварценеггера уже 20 лет накануне 1 сентября снятся обычные школьные кошмары (не могу решить задачку на контрольной, меня вызывают к доске, а я не могу вспомнить правило или забыл стих…)

Не представляю, что где-то в какой-то стране могут не выпустить ребёнка в туалет или не позволить во время урока напиться воды… И, к сожалению, знаю не одну историю из нашей педагогической реальности, иллюстрирующую цинизм, жестокость и нелепость некоторых горе-педагогов.

Милый и общительный первоклассник неожиданно каждое утро начинает устраивать истерики: «Не пойду в школу!» В конце концов месяца через два дедушка обращает внимание на то, что мальчик всегда, когда его забирают из группы продлённого дня, невыносимо хочет в туалет. Выяснилось, их воспитательница категорически заявила, что горшками пользоваться никто не будет, потому что санстанция запрещает держать их в туалетах! Поскольку ребёнок ещё не умел пользоваться унитазом, то вынужден был терпеть аж до дома. Что это такое, как не жестокое обращение с детьми, которое могло иметь роковые последствия?! В нормальной стране в таком случае был бы судебный иск и колоссальная сумма возмещения…

* * *

Мы до сих пор можем запросто, не задумываясь над последствиями, «пропесочить» кого-то из учеников на родительском собрании. Или на уроке публично цитировать какую-то оплошность из ученического сочинения, чтобы хохотал весь класс. Можем сообщать всем частную информацию об успеваемости (а то и о состоянии здоровья того или иного ученика).

Уровень педагогической культуры наших учителей физкультуры — отдельная тема (физическая составная в названии предмета есть, а вот культурой в практике его преподавания часто и не пахнет). Для многих из них в порядке вещей — обозвать ученика, а то и прибегнуть к рукоприкладству… Им дела нет до того, что неосторожная фраза учителя (скольких учеников на уроке физкультуры называли «слабаками» или «сосиской»!) может привести к насмешкам, породить обидное прозвище на всю оставшуюся жизнь, а то и стать толчком к откровенной травле ребёнка.

В январе 2007 года классик ещё советской педагогики Поташник (он проводил мастер-класс по качеству образования для директоров школ г. Киева) рассказал, как ему пришлось стать свидетелем изощрённых издевательств над детьми со стороны учителя, который сам пригласил его к себе на урок. Этот замечательный знаток своего предмета и «инженер человеческих душ» так проводил «опрос»: «К доске сейчас пойдёт… Авдеев? Нет, не Авдеев. Пожалуй, мы послушаем… Иванова. Нет, Иванова мы сейчас трогать не будем! Так, а что здесь делается в журнале у Даниловой?..» Вот так он перебирал весь алфавит, пробегая по журналу снизу вверх. Что творилось с нервной системой учеников, его не волновало. Излишне доказывать, что такими методами ничего, кроме возникновения очередных школьных фобий, не достичь.

Громовой В. Имидж школы кроется в мелочах // по материалам «Детский сад. Управление» №11, 2008

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»Имидж школы кроется в МЕЛОЧАХ

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика