меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Особенности традиций «китайской национальной живописи»

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

[2] Сам себе РЕЖИССЁРМХК и уроки РИСОВАНИЯyчительская ПОДСОБКА

____________________________________

СУНЬ Исюэ (КНР)

аспирантура МГУ


Особенности традиций
«китайской национальной
живописи»

конца XIX-го — середины XX-го века

.

«Китайская национальная живопись» является наиболее популярным направлением в современном изобразительном искусстве Китая. Она представляет особую систему в мировом искусстве и включает в себя такие жанры живописи как пейзаж, портрет, изображения цветов и фруктов, животных и насекомых.

Изобразительные приемы этого направления многообразны: «гун пи», «се и», окрашивание, размывка тушью и других виды техники. Основными способами нанесения тушью линий рисунка являются: прикосновение, окрашивание, сильный или легкий нажим, сухой или влажный эффект, перспектива, прозрачность, густота и пустота. Этими терминами специалисты используют, чтобы описать приемы изображения.

Традиционные формы картины: настенная роспись, свиток и роспись на веерах, — были известны в периоды Джоу, Хань-Уы и развивалась в династии Лючао. Живопись «горы и воды», «цветов и птиц» была популярна в династиях Съуы-Тан. В переоды Уы-Дин, Юго-Северной и Тань- Мин-Цин династий Буддийское искусство и западная живопись оказали влияние на традиции китайской национальной живописи.

Китайская живопись стремится к гармонии и целостности, чтобы достичь жизненную достоверность и совершенство техники изображения. Поскольку у китайской каллиграфии и национальной живописи есть много общего, то они тесно связаны друг с другом. Так как специальная кисть, тушь, бумага являются необходимыми инструментами китайского изобразительного искусства, то живопись, каллиграфия и гравировка оказывается между собой во взаимном влиянии, определяя сущность «китайской национальной живописи».

Современная китайская живопись развивается с помощью продолжения национальных традиции и сочетания их с освоением новых технологий изобразительного искусства зарубежных стран. В XIX-XX веке в Китае из всех художников самыми известными были: Сюй Бэйхун, Ци Бай-ши и Пань Тяньшоу.

. — 

Сюй Бэйхун (1895-1953) стоял у истоков возрождения и обновления китайской национальной живописи. В его творчестве слились воедино национальные традиционные средства художественного выражения и опыт современного реалистического искусства. Сюй Бэйхун выступил как создатель нового направления, которое сочетало классические традиции с реалистическими достижениями европейского искусства. Он — глава новаторской линии за обогащение изобразительных средств национальной живописи через гармоничное сочетание древней традиции и достижений мирового искусства, за диалог Востока и Запада. Его творчество и общественная позиция пользовались и пользуются неизменной симпатией прогрессивных деятелей культуры и искусства не только в Китае, но и в других странах Азии, а также в Европе.

Сюй Бэйхун. Лошадь. Тушь (100×63cm)

Творчество, общественная и педагогическая деятельность Сюй Бэйхуна сыграли большую роль в развитии нового, реалистического китайского искусства, в воспитании художественно-эстетических взглядов широких слоев китайского народа, а также в установлении связей китайской художественной культуры с искусством других стран.

. — 

Ци Байши (1863-1957) соединил в своем творчестве простоту, непосредственность народного искусства. Это направление в живописи, возникшее еще в X-XII столетиях и получившее особое распространение в XVI-XVII веках, объединяло художников, считавшихся не профессионалами, а главным образом коллекционерами-эрудитами, писавших картины на основании изучения знаменитых классических образцов.

Ци Байши. Креветки. Тушь

Анализ феномена национальной живописи Ци Байши предлагал вести в нескольких измерениях: 1) в контексте современной китайской жизни в целом, ее особых социальных, религиозных и этических установок; 2) в контексте высказываний китайских философов, художников и критиков о «Китайской национальной живописи», выявляющих особенности национальных традиций живописи и ее восприятия.

Живопись в Китае практически никогда не была «искусством для искусства», но всегда содержала задачу нравственного совершенствования личности зрителя. Так же осознавал миссию своего искусства и Ци Байши. Даосская экзотерическая линия живописи воздействовала преимущественно в рамках индивидуального восприятия и ритуала.

Ци Байши. Цыпляты под пальмой. Тушь. Пекинская худож. академия

Многие художники Китая умели сочетать в своем искусстве черты и конфуцианской и даосско-буддийской тенденций. Наиболее ярким примером синтеза этих двух тенденций может служить творчество Ци Байши.

Ци Байши. Цветок лотоса. Бумага, краски. Ляонинский музей

Эзотерическое искусство в рамках конфуцианской традиции способствовало развитию более демократического по форме рисунка. То обстоятельство, что живописный свиток Ци Байши насыщен философско-символическим содержанием, способствует тому, что в сфере восприятия искусства развивается система ассоциативного прочтения символов (бамбук, бабочка, сосна — начинают требовать ассоциативного мышления). Стремление раскрыть идею, смысл бытия наделяло китайскую живопись дидактической функцией, которая особо свойственна искусству Ци Байши. Но живое и непосредственное эстетическое начало то же присутствовало в его искусстве. Иногда детали пейзажа не содержат глубокомысленного символа, а идут от непосредственного восхищения художника природой и этим радуют  творца и зрителя.

. — 

Пань Тяньшоу (1897-1965).  Художнику двадцатого века не так-то просто совместить в себе стремление идти в ногу с жизнью и одновременно следовать «отшельническим» взглядам средневековых мастеров, стилем жизни и формой отстаивания своей личности которых был, как правило, уход в монашество, отказ от активной общественной деятельности. Пань Тяньшоу показывает тончайший синтез старого и нового, достигнутый благодаря тому, что этот мастер не только сформировался в русле эстетических концепций средневековых традиций, но и был наделен особым социальным чутьем. Его темперамент оказался созвучным запросам времени.

Пань Тяньшоу. Мчатся джонки. Тушь

.

Пань Тяньшоу.  Кошка. Тушь (48.2×168cm)

Пань Тяньшоу более ограничен и избирателен, а в целом и более традиционен в выборе своих сюжетов. В поле его внимания входит малое число предметов и явлений. Он сосредоточен на нескольких, важных для него, мотивах, которые варьируются им в разнообразных формах и сочетаниях. Основой его художественных произведений является китайская традиционная культура, философия и эстетика. В живописи Пань Тяньшоу появились различные традиционные навыки работы кисти.

.

Китайская живопись — это наука, которая заключается в том, чтобы  сосредоточивать внимание на философии, эстетике, истории, литературе и поэзии, каллиграфии и гравировке. «Китайская национальная живопись» содержит не только проблемы выражения художественных навыков, но, что наиболее важно, связана с различными теориями и знанием жизни.

Живопись китайского искусства формировала свои традиции на протяжении длительного процесса истории, и до сих пор развивается. Этот традиционный стиль, выражая эстетические потребности народа, по ходу истории постоянно укрепляется открытиями, инновациями, селекцией. Создание нового стиля подобно открытию жемчужины в искусстве поднебесной или появлению чудесного цветка в мировом саду искусства.

10 июня 2008

.

. — 

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаЛекторий «ЗНАНИЕ-СИЛА»

[2] Сам себе РЕЖИССЁРМХК и уроки РИСОВАНИЯyчительская ПОДСОБКА

.

21.06.2009

Отзывы

  • живопись
    Автор: маргарита колесниченко ·  06.10.2009 14:47:48
    Как выбрать подпись для своей печати? К кому обратиться за помощью? Мне не с кем посоветоваться. Я изучаю китайскую живопись самостоятельно. Я знаю, что печать для себя надо вырезать своими руками. Пара специальных заготовок из желтого камня у меня есть. Но некому помочь выбрать подходящую подпись и сделать ее эскиз. Кто может помочь? Маргарита.
  • оставить отзыв, вопрос или комментарий

      

      

      

    *

    Яндекс.Метрика