Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Драматизация в школе II ступени

Драматизация в школе II ступени

Статья из книги «Драматизация в школе: Программы для I и II ступени семилетней Единой Трудовой школы» [авторство не указано] / Наркомпрос. — М., 1921. — С.340-345.

.

I. Общие положения

Определив в программе по драматизации в школе 1-й ступени как понятие драматизации, так и значение ее в воспитании, укажем лишь то новое, что должно быть применяемо в школе 2-й ступени.

1. Если в 1-й ступени только в старших группа возможны инсценировки историко-литературного, исторического, социального и бытового характера. Свободное воспроизведение исторических и географических сюжетов, разыгрывание готовых пьесок и пьесок, сочиненных самими школьниками, то во 2-й ступени указанные инсценировки, воспроизведения и разыгрывания являются необходимым и существенным моментом при прохождении курса гуманитарных наук, служа не только как бы наглядным пособием, но и давая возможность легко усвоить знания путем активного воспроизведения в коллективной творческой работе.

2. Драматизация в школе 2-й ступени, таким образом, должна зависеть от программы по гуманитарным наукам и ни в коем случае не должна переходить на путь зрелища для публики или становиться простым времяпрепровождением, «любительством» и т.д.

3. Указанные обстоятельства, в связи с опасностью, представляющейся от уклонения в сторону спектаклей, рассчитанных на зрителей, требуют, чтобы руководителями драматизации были не актеры-профессионалы или опытные любители, а лица с педагогическим опытом и знаниями в области гуманитарных наук.

4. Ставя своей задачей не результат работы (спектакль, вечер и т.д.), а процесс подготовительной работы, способствующий всестороннему развитию школьника и служащий стимулом к приобретению знаний, драматизация в школе не нуждается в том, чтобы быть показанной в спектакле в вполне законченном виде — спектакль может и не быть осуществлен, если же он и показывается, то отнюдь не широкой публике, а сверстникам-школьникам и ближайшим к школьникам лицам и не на сцене театра, а в стенах самой школы.

5. Такой подход к работе, казалось бы, лишает спектакль ценности наглядного пособия, но если работа ведется со всей возрастной группой, всем коллективом, принимающим участие в выборе, обработке, обсуждении текста, в изучении эпохи, характеров действующих лиц, в разборе идеи пьесы, ситуаций и т.д., школьники получат значительно большую пользу, чем ту, которую им дает спектакль.

6. Если спектакль не является самоцелью, то работа может вестись со всеми и каждым, в противном же случае будет совершена большая ошибка, так как трудно удержаться от выделения отдельных, наиболее одаренных школьников, с которыми исключительно и будет вестись работа.

7. Такое отношение в школе 2-й ступени к театральной работе дает возможность ее проводить с одинаковым успехом как в столице и провинциальном центре, так и в глухом городе, и в деревне, тем более, что вся обстановочная сторона должна быть делом рук самих школьников, которые проявят во всей полноте творческую самодеятельность и в этой области; устройство же и оборудование сцены может или совсем отсутствовать при подобном отношении к работе, или в последних группах 2-й ступени, быть созданием рук самих школьников, получивших технические знания от предшествующей работы в трудовой школе, причем  надо предоставлять самим школьникам проявить свое творчество в области искания новых способов для оборудования сцены. (Практика показывает, что, например, лоскутные декорации или упрощенные постановки — в ширмах, в сукнах и т.д., принятые на образцовых сценах — дают возможность школьникам применять и совершенно новые, невиданные еще в театрах методы постановок).

II. Материал для драматизации

1. Материал для драматизации и для воспроизведения должен соответствовать возрасту, развитию, интересам школьников, стоять в связи с окружающей их жизнью и всей работой школы.

2. Из существующего репертуара необходимо выбирать пьесы удовлетворяющие самым строгим требованиям художественности (потому что лишь они в полной мере дадут материал, обогащающий всесторонне душу будущего гармонического человека), то есть пьесы, ценные со стороны своей сценичности (насыщенные действием), идейного содержания (но отнюдь не тенденциозные, парадоксальные и антисоциальные, недопустимо также все то, что подавляет душу школьника, сковывая ее такими чувствами, как чувство страха, уныния, тоски, безысходности и т.д.) и образцовой внешней формы (в смысле языка, стиля, законченности и яркости образов и т.д.).

Всем указанным требованиям удовлетворяют пьесы классического репертуара — античные трагедии, испанские драматурги, Шекспир, Мольер, Шиллер, Гете, Грибоедов, Гоголь, Пушкин, Островский и т.д.

Из них, однако, надо выбирать те произведения, которые, или благодаря своему героическому пафосу или благодаря яркости своей сатиры, являются наиболее созвучными моменту.

Примечание. Последнему требованию особенно удовлетворяли бы пьесы современных драматургов, но так как сейчас не имеется произведений безукоризненных в художественном отношении, следовательно, удовлетворяющих первому требованию, и пока не появятся подобные произведения, приходится для школьной работы ограничиться классиками.

3. В области же импровизации, то есть воспроизведения какого-либо данного сюжета, совершенно свободно разрабатываемого школьниками в момент самого творчества, надо давать широкую возможность участникам откликаться на вопросы дня, стоящие в ближайшей связи с окружающей их жизнью как в стенах школы, так и вне ее.

III. Значение импровизации и метод работы

1. Импровизация наиболее полно развивает творческую самодеятельность учащихся, давая широкий простор для фантазии, как в выборе сюжета, в составлении сценария (то есть схематично составленного плана развития действия), так и в обработке его. Отучая от трафарета и театральничания в передаче и давая возможность приучить к искренности переживания импровизация научает выражать свои мысли и чувства ярким и образным словом, то есть служит определенным поощрением к развитию словесного творчества.

2. Являясь коллективной работой всей возрастной группы (иногда даже и школы), принимающей участие в изобретении сюжета, обработке и воспроизведении его, в критическом анализе исполнения, и в создании вариантов, изобретении деталей и новых наслоений, импровизация в конечном своем виде может создать самостоятельную драму, новую по форме, свежую по содержанию и к тому же близкую интересам школьников и созвучную переживаемому историческому моменту.

3. Наиболее легкой формой, с которой и следует начинать, является мимодрама, то есть воспроизведение без слов, лишь одной мимикой различных действий человека (умывания, разливания чая, наливания воды и т.д.), воспроизведение каких-либо трудовых процессов, знакомых учащимся по школе и по окружающей их жизни (решение какой-либо задачи, производство опыта, построение, например, физического прибора, ковка железа, работа с какой-либо машиной, станком, электричеством и т.д.), наконец, воспроизведение каких-либо душевных движений (начиная с простейших — воспроизведения ощущений зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и обонятельных и кончая сложными душевными процессами).

4. Переход от мимодрамы к импровизации не может совершиться механически, но для одного школьника наступает раньше, для другого — позднее: переход этот должен быть естественным, вызванным силою и искренностью переживаний, вылившихся в отдельный возглас, слово или фразу. Причем всегда надо требовать от участников экономии слов, иначе импровизация может впасть в крайность, известную еще в итальянской импровизированной комедии, где слова связывались лишь законом ассоциации, а не были художественным, то есть образным и ярким выражением мыслей и чувств.

5. Первоначальная импровизация должна быть монологической, и лишь при достаточном развитии фантазии и учении возможен переход к сценкам диалогическим сначала с двумя, потом тремя и т.д., исполнителями.

6. Чтобы импровизация была действительной, необходимо дать возможность школьникам ознакомиться с основными требованиями построения драмы: с временной и причинной связью, необходимой для нарастания действия, с единством характеров и т.д., с тремя основными моментами драмы: экспозицией, перипетией и развязкой.

7. После усвоения существовавших форм драмы, возможно перейти к коллективным массовым сценам, сначала воспроизводящим какую-либо бытовую сценку (ожидание трамвая, очередь, прием у доктора и т.д.) и затем воспроизводящим какой-либо сюжет с заранее разработанным сценарием и, наконец, к сценкам, воспроизводящим сюжет без предварительной обработки сценария, то есть к подлинной импровизации и созданию текста в момент самого творчества, чем будет разрешен вопрос о репертуаре школьного театра, репертуаре современном и, вместе с тем, связанном со всей жизнью школы.

Таким образом, драматизация в школе 2-й ступени, служа могучим орудием в деле усвоения знаний, обогащения и утончения личности, развивает и коллективное начало, воспитывает эстетически и дает выход подлинному творчеству, открывающему новые пути.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика