Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

В.Букатов:1ч. переск.докл.ЮНГА

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯЮНГ о воспитании и становлении личности

Карл Густав ЮНГ (1875-1961)

 

Вячеслав Букатов

.

Юнг о воспитании
и становлении личности

.

 

От публикатора
Известный историк, сын великих родителей, Лев Николаевич Гумилев, вкусивший горечь политических репрессий, говорил о бесчинствах ХХ века только вскользь — как ученый он, дескать, всегда занимался историей только до XIX века включительно. Но частенько добавлял, что это именно XIX-ый век «был брюхат» веком ХХ-ым.
Рассказывая же о России девятнадцатого века, он не упускал случая, чтобы лишний раз не процитировать то или иное из умных предостережений, что не были, к сожалению, в том девятнадцатом веке услышаны современниками.
Сейчас за окном уже век XXI. Что-то принесёт он человечеству?
А с чем мы вошли в него сами? Какие «хвосты» волочем мы за собой из прошедшего двадцатого века? Как разобраться в наследстве, ставшем до автоматизма привычным, и как отличить зерна от плевел, злаки от сорняков, культуру — от суррогата и мишуры?
Оглядываясь на прошедший век, вспомним тех пророков, чьи речи неоднократно будоражили умы их современников. Может быть сегодня странные тексты их страстных предостережений окажутся более открытыми, более понятными, чем для тех, кто в свое время так и не внял бескорыстию их пафоса?

Карл Густав ЮНГ (1875-1961) в прошлом веке был одним из самых известнейших и уважаемых ученых. Им была создана аналитическая психология. Ему принадлежит авторство таких важных психологических понятий, как коллективное бессознательное, индивидуализация, экстравертность и интравертность. В советской науке на работы швейцарского психолога долгое время вешался ярлык иррационально-теологических спекуляций.
В 1932 году в Вене им был прочитан доклад «О становлении личности», который затем публиковался как раздел в его книгах, изданных в 1934, 1939, 1947 и 1969 году. Предлагаем свободно-неспешный конспект-пересказ этого доклада.

Вячеслав Букатов,
доктор педагогических наук

.

I. О праве воспитывать

.

Самая заветная цель и самое сильное желание у многих образованных людей современного общества состоит в том, чтобы дать раскрыться той ипостаси своего существования, которую в ХХ веке стало принято обозначать понятием личность. Мало того, если вчера стремление «воспитывать личность» было педагогическим идеалом, то сегодня оно уже стало педагогическим минимумом, призванным противостоять воспроизведению человека стандартизированного, коллективного или «массового».

Да вот только дело в том, что когда беспрестанно начинают твердить, что ребенка нужно воспитывать так, чтобы он стал личностью, — возникает закономерный вопрос: а кто же будет эту самую личность воспитывать?

Родители? Самые обыкновенные и некомпетентные? Которые очень часто сами на протяжении половины (а то и всей своей жизни!) во многом остаются детьми?..

Или учителя? Чей профессионализм подтвержден сомнительным дипломом? Который им был выдан потому, что им на скору руку и с грехом пополам прочитали полный курс детской психологии. То есть познакомили с некоторыми точками зрения (по большей части несовместимыми) на те или иные правила, по которым якобы устроен ребёнок и по которым с ним — как оказывается! — всегда и нужно обходиться?..

.

Учитель обречен
быть компетентным

Начнём с учителей. В большинстве своем они когда-то получили столь же дефектное воспитание, что и те дети, которых они теперь вынуждены обучать и воспитывать. Не секрет, что большинство педагогов, как правило, личностями являются в такой же малой мере, как и их воспитанники.

Неслучайно педагогическая теория и практика обыкновенно страдают односторонним интересом к подопечному ребенку. И столь же односторонним невниманием к невоспитанности взрослого…

Вдумаемся, всякий закончивший педагогические курсы априорно считается полностью воспитанным — одним словом, взрослым. Более того, он сам вынужден считать себя таковым, чтобы в «борьбе за существование» не ударить в грязь лицом. Ведь иначе различные сомнения, чувство неуверенности и комплексы неполноценности стали бы оказывать на него парализующее действие. Они подавили бы столь необходимую для учителя веру в собственный авторитет, делая его непригодным к выполнению профессиональной деятельности.

Отметим, что многие родители считают, что учитель в своём деле не только «всё умеет и знает», но и явно «уверен» в своей компетенции. То есть они никак не предполагают, что он начнёт сомневаться в себе или в своей состоятельности. Так что учитель неизбежно обречен быть компетентным! И совершенно невозможно представить, чтобы в педагогике кто-то считал как-то иначе.

Вот и получается, что, если по-честному, то в конце концов, от рядового учителя никак нельзя ожидать результатов воспитания, отличных от тех, что добиваются самые простые (ни кем не недипломированные) родители. Если учитель всего лишь хороший специалист в своём предмете, то этим уже и следует довольствоваться, не обращая особого внимания на дефектность его воспитания. Он, как и родители обучаемых им детей, воспитывает своих учеников как может, то есть сообразно своим весьма доморощенным представлениям.

.

Вечный ребенок,
застрявший во взрослом

Теперь о родителях. Это многие из них на правах взрослых выбирают благородную и далёкую цель — воспитание личности.  Но уместен ли такой выбор по отношению к детям. Ведь то, что понимается под «личностью» вообще, а именно определенная, способная к сопротивлению и наделенная силой душевная целостность, есть идеал взрослого.

И детству приписывать этот идеал стали лишь с тех пор, когда человек, столкнувшись с проблемой своей так называемой взрослости, начал неосознанно (или — того хуже — сознательно!) от неё увиливать. Особо подчеркнём, что в царящем педагогическом и психологическом воодушевлении по поводу ребенка то и дело сквозит бесчестный умысел — хоть и говорится о ребенке малолетнем, а в виду имеется великовозрастный ребенок, который всё ещё сидит во взрослом.

Не случайно в современном обществе постоянно слышны дифирамбы  по поводу детей и детства. И некоторые публицисты настойчиво предлагают именовать наше время не иначе, как «эпохой ребенка». Сплошной безмерно разросшийся и раздувшийся детский сад.

А всё потому, что в современном взрослом застрял именно ребенок, вечный ребенок, нечто все еще становящееся, никогда не завершающееся, нуждающееся в постоянном уходе, внимании и воспитании. Это та самая частичка человеческой натуры, которой очень бы хотелось осуществиться полностью. Однако человек нашего времени так же далек от такого осуществления как вытоптанная земля от безмятежного неба…

И вот в мрачном ощущении своей ущербности родитель, вдохновившись идеями, вычитанными из статеек по психологии в журналах для домохозяек, «берёт вожжи» воспитания родного ребенка в свои руки. Он тешит себя мыслью, что раз его собственное воспитание и развитие когда-то пошло вкривь и вкось, то повторения подобных закорючек в жизни следующего поколения  он предусмотрительно не допустит.

Намерение, конечно, похвальное, но оно терпит фиаско из-за естественно-психологического порядка вещей: я (родитель) не смогу исправить в своём ребенке те ошибки, которые я (взрослый) всё ещё допускаю сам!

.

 

Куда следует направлять
свой воспитательный энтузиазм

Дети, конечно, не столь глупы, как обычно нам кажется. Они слишком хорошо отличают настоящее от поддельного. Сказка Андерсена о голом короле заключает в себе непреходящую истину.

Многие родители заявляют о своём похвальном намерении избавить своих детей от тех печальных заблуждений, которые они, очевидно, сами имели в детстве. И когда их спрашивают: «А вы уверены, что последствия этих заблуждений вы сами-то уже преодолели?» — они совершенно искренно заявляют, что все последствия уже давным-давно преодолены. В действительности же это далеко не так…

Известно, что если родители, будучи детьми, воспитывались слишком строго, то они сплошь и рядом портят своих собственных детей вседозволенностью, граничащей с пошлостью. Если же от них в детстве досадно укрывали некоторые интимные сферы взрослой жизни, то они не к меньшей досаде впадают в другую крайность, потворствуя махровому процветанию извечных грехов.

Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы прежде всего внимательно проверить: не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих. Так что свой педагогический энтузиазм взрослым следует почаще направлять на самих себя.

Хотя, пожалуй, никто из нас не будет спешить с признанием в том, что нуждается в воспитании. Потому что это самым беззастенчивым образом напомнило бы всем о том, что мы сами всё ещё дети…

.

Порождение
педагогических монстров

О чем же следует помнить взрослым, собравшимся воспитывать детей? Прежде всего  о том, что личность — это не зародыш, который развивается в ребенке лишь благодаря хлопотам воспитателей. Без особой избирательности в деятельности человека, её устойчивости и самостоятельности личность не появится.

Но будь эти три особых свойства присущи ребенку, так он тут же лишился бы своего детства. И стал бы противоестественной скороспелой, искусственной заменой взрослого. И таких монстров современное воспитание — к сожалению — уже наплодило достаточно.

Например, в тех случаях, когда родители впадали в самый настоящий фанатизм — «жить только ради детей» или всегда и везде «обеспечивать своего ребёнка всем самым лучшим». Эти весьма популярные стереотипы больше всего мешают родителям развиваться самим. Но зато они же дают им право навязывать детям свои взрослые заблуждения.

Вот и получается, что родитель начинает навязывать своему ребёнку амбиции, которые сам он в своей взрослой жизни так и не смог реализовать. Немудрено, что его титанические воспитательные усилия приводят всего лишь к появлению очередного педагогического монстра.

Повторим, никто не в состоянии воспитать в человеке личность, если сам наставник личностью не является. К тому же только взрослый может достичь этого высшего уровня развития. На что ему потребуется вся человеческая жизнь со всеми ее биологическими, социальными и психологическими ресурсами.

.

 

Только осень покажет,
что было зачато весной

Личность — высшая реализация врожденного своеобразия, от природы данного каждому живому существу. Личность — результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного приятия своей индивидуальной сущности и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора.

Воспитывать личности — не только задача величайшая (из тех, за решение которых современная культура принялась столь стремительно), но и вполне опасная. Она столь же опасна, как смелый и отважный почин природы, повелевающий женщинам рожать детей (ведь нет таких человеческих пороков или уродств, появление которых не было бы связано с материнским чревом). Как солнце светит праведникам и нечестивцам, так вынашивающие и вскармливающие одаряют равной любовью чад божьих и детей лукавого, не думая о возможных последствиях. И все мы, являясь частицами этой диковинной природы, всегда несём в себе и нечто непредсказуемое.

Итак, личность развивается в течение всей жизни человека. В том числе и из темных (если и вовсе не гнусных) задатков. И только наши дела покажут, кто же мы есть на самом деле. Мы не знаем наперед, какие дела и злодеяния, какая судьба, какое добро и какое зло содержатся в нас. Только осень покажет, что было зачато весною. Лишь вечером станет ясно, что началось утром.

Следует особо подчеркнуть, что если личность, как полная реализация уникальной целостности нашего существа — недостижимый идеал, то её недостижимость не должна являться поводом для ниспровержения самого идеала. Ведь идеалы — не что иное, как указатели определённых путей, но никак не гарантия тех результатов, которые мы можем получить, продвигаясь по одному из них.

Jung at age six
./
.
.
Яндекс.Метрика