Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

В.Букатов:3ч. переск.докл.ЮНГА

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯЮНГ о воспитании и становлении личности

Вячеслав Букатов

.

Юнг о воспитании
и становлении личности

.

.

III. О неумолимости логики событий

Защита от внутренней
деятельности души

. Великие и таинственные дела творятся вокруг того, что называется «личностью». В дискуссиях о ней, так много пустой болтовни и даже лжи. Даже само понятие «личность» в обычном словоупотреблении столь расплывчато и с таким трудом поддается определению, что едва ли найдутся двое, которые вкладывают в него один и тот же смысл.

При рассмотрении проблемы развития личности обычные психологические приемчики дают осечку (точно так же как и при рассмотрении гениальности и творчества). Апелляции к семейной наследственности или окружающей среде положения не спасают. Всюду приходится сталкиваться с чем-то иррациональным и нерационализируемым — с каким-нибудь deus ex machina (бог из машины) или asylum ignoratiae (приближение неведения).

Вечное сомнение человека: действительно ли видимое нами объективно-психическое, или оно, в конце концов, только химера? Вообразил ли я нечто такое намеренно, или оно мне вообразилось? (Скорее всего Мефистофель персонифицирован в «Фаусте» не только потому, что драматически или сценически это выгоднее, чем, если бы Фауст сам себя поучал, изобличая своего собственного беса. Первые слова «Посвящения»: «Вы снова близко, реющие тени» — не просто эстетический эффект. Такая конкретизация дьявола — признание объективности психического опыта. Едва слышная исповедь в том, что это все-таки именно так и было. Конечно, глупец может здесь подумать о привидениях. И сдается, что некое подобие первобытного глупца все еще ждет своего часа под покрывалом разума будничного сознания у многих из нас.)

Эта проблема близка проблемам невротика, страдающего воображаемым расстройством. Он знает (ему же сто раз говорили!), что его болезнь является фантазией. Но он еще более испуганно спрашивает: «А как же случилось, что я навоображал себе невесть что? Я ведь этого не хочу».

Конечно, расстройство вообразилась ему без его ведома и дозволения. В его «бессознательном» происходит какое-то развитие, «разбухание», которое он не в состоянии осознать. От этого он начинает испытывать страх.

Он совершенно убежден в том, что внутри, в его собственной душе не может быть ничего, чего бы он не знал. Поэтому свой страх он переносит на телесность. Невроз  —  это защита против объективной внутренней деятельности души или дорого оплаченная попытка уклониться от внутреннего голоса, от предназначения, от душевного не-Я. Ведь это «разбухание»  —  та самая объективная, независимая от сознательного произвола деятельность души, которая внутренним голосом хотела бы сказать нечто сознанию, чтобы привести человека к целостной личности.

.

Снисходительность
и долготерпение природы

За невротическими вывихами скрывается предназначение, судьба. Иными словами — становление личности, полное осуществление жизненной воли, данной индивиду от рождения. Человек без amor fati (без любви к судьбе) — теряет себя.

По мере того как человек, изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностью, он теряет смысл своей жизни. По счастью, снисходительная и долготерпеливая природа никогда не вкладывала фатальный вопрос о смысле жизни в уста большинства людей. А если никто не спрашивает, и отвечать не нужно.

К тому же образованный, культурный человек, как правило, совершенно не способен к восприятию своего внутреннего голоса, если о том заранее не заручится какое-нибудь учение. Дикари приспособлены к этому в значительно большей мере.

Как великая личность оказывает социально разрешающее, избавляющее, преобразующее и целительное действие, так и рождение собственной личности обладает целительным воздействием на индивида. Так поток, затерявшийся в заросших илом притоках, вдруг находит свое русло. Или ростки семени пускаются в рост, когда прочь убран стеснявший их камень.

.

Демон внутреннего голоса

Голос глубин — это голос более полной жизни, более полного и объемного со-знания. Поэтому в мифологическом смысле рождение героя или символическое возрождение совпадают с восходом солнца: ведь развитие личности равнозначно приращению сознания. По этой причине большинство подобных героев обладают солнечными атрибутами, а момент рождения их великой личности называется просветлением.

Боязнь, которую ощущает большинство обычных людей перед голосом глубин, не столь уж наивен, как можно подумать. Испытания, как  показывает классический пример жизни Христа или столь же характерное переживание Мары в легенде о Будде, отнюдь не безвредны. Они очень опасны для индивида. То, что доносится из глубин, как правило, таит в себе нечто недоброе. И даже злое.

Так и должно быть. Хотя бы потому, что человек в отношении своих добродетелей не так бессознателен, как в отношении своих пороков. А кроме того — от добра он страдает меньше, чем от зла. Вот внутренний голос и начинает доносить то, о чём страдает «целое», то есть народ (к которому принадлежит каждый из нас) или человечество (частью которого все мы являемся).

Однако внутренний голос всегда представляет зло в конкретной форме. Так что иногда даже можно подумать, что причина всему лишь индивидуальное свойство характера. И внутренний голос доносит своё «мнимое» зло весьма убедительно, чтобы люди откликались на него. И тогда события могут развиваться по одному из трёх сценариев.

Если соблазн совсем не подействует и мы остаёмся равнодушными, то ни обновление, ни исцеление не будут возможны (1 сценарий).

Если Я полностью уступит внутреннему голосу-соблазну и начнёт руководствоваться им, то результаты оказываются таким, как если бы руководство было дьявольским. И тогда для становящейся личности начинается жуткая катастрофа (2 сценарий).

Если же Я уступает лишь отчасти и может спастись от полной поглощенности путем утверждения самости, то оно начинает ассимилировать внутренний голос. Тогда-то и оказывается, что зло было лишь мнимой видимостью, а в действительности — оно несло благо и просветление (3 сценарий).

Внутренний голос является «люциферическим» в самом исконном и недвусмысленном значении этого слова. Он ставит человека перед радикальными моральными решениями, без которых нельзя придти к осознанности и стать личностью. Поэтому в голосе глубин бывают парадоксально смешаны самое низкое и самое высокое, самое лучшее и самое гнусное, самое истинное и самое ложное. Такое смешение внезапно распахивает бездну смятения, обмана и отчаяния.

.

Трагическая логика естества

Конечно, смешно, когда голос всеблагой и всеразрушительной природы обличают в злодействе. Если она кажется нам преимущественно злой, то это идет главным образом от старой истины: лучшее — враг хорошего. Было бы глупо пренебрегать традиционным благом, пока оно еще возможно.

Но в мировой истории бывают периоды, когда доброе должно отступить. Когда появляется то, что обречено стать лучшим, но поначалу считается злым.

Насколько вообще опасно касаться этой проблемы, свидетельствует следующее. Как легко может одолеть зло, если просто заявить, будто оно как раз и есть потенциально лучшее! Проблематика внутреннего голоса полна скрытых ловушек и капканов. Это очень опасная и скользкая область, столь же опасная и шаткая, как и сама жизнь, если она отказывается от помочей.

Рождение и жизнь героя всегда под угрозой. Змеи Геры, угрожающие младенцу Гераклу. Питон, который намеревается погубить Аполлона, бога света, при рождении. Вифлеемское истребление младенцев… Типичные примеры.

Становление личности — это риск. И трагично, что именно демон внутреннего голоса означает одновременно и величайшую опасность, и необходимую помощь. Это трагично, но логично. Это естественно.

Можно ли поэтому ставить в вину человечеству, всем благонамеренным пастухам обширных стад и заботливым отцам детских стаек, что они возводят защитные стены и сооружают торные пути, которые на самом деле вьются от пропастей в опасной близости?

В конечном итоге героем, вожаком и спасителем оказывается тот, кто открывает новые более безопасные пути. Ведь все могло бы остаться по-старому, если бы некий новый путь не стал бы настоятельной необходимостью, а потом и не был бы открыт. Человечество не находило бы своих новых путей, если бы не претерпевало «всех казней египетских».

Не открытый ещё в нас путь — классическая китайская философия называет «дао», уподобляя водному потоку, который неумолимо движется к своей цели.  Личность — это поток. И воин и купец могут приблизиться к нему, войти и даже напиться.  Но никто из них не сможет этот поток ни повернуть, ни остановить. Как нельзя ни повернуть, ни остановить совершенство, развитие, предназначение. Как нельзя остановить осуществление смысла земного бытия, от рождения присущего вещам.

Вена, 1932 г.

[Конспект-выборка: Москва, 2002, 2009 г. — В.Б.]

Карл Густав Юнг 9 сентября 1949 года (Фото из журнала «LIFE»)

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаИзба-ЧИТАЛЬНЯЮНГ о воспитании и становлении личности

Яндекс.Метрика