Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Импровизированный «ТЕАТР ТЕНЕЙ»

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

[2] Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ

[3] Сам себе РЕЖИССЁРГПД

_________________________________________________

Вячеслав Букатов

Как всем вместе устроить     импровизированный

 

«ТЕАТР ТЕНЕЙ»

Предуведомление. Изложение данного материала первоначально было адресовано только родителям. Хотя очевидно, что «теневой театр» можно устраивать не только в домашних условиях, но и в любом детском учреждении. И уж конечно — в детском садике.

Правда тогда привычный «детский утренник» не будет похож на чинное мероприятие образовательного учреждения. Скорее он начнет производить впечатление продвинутого «семейного клуба», где с удовольствием тусуются и дети и их родители, приятно удивляя друг друга (и прежде всего самих себя!) неожиданными гранями своих (даже ранее неизвестных!) умений, талантов и способностей.

И хотя после изложения этих материалов подобные театральные импровизации уже были апробированы на детско-родительских праздниках в школах, я всё же решил ничего в изложении не переделывать. Пусть, дескать, педагоги, исходя из самой идеи, сами создают удобные варианты праздничных технологий, максимально соответствующих тем условиям, которые окружают и их самих, и их детей, и их родителей.

Так что с пожеланием успехов и ожиданием рассказов-весточек (которые можно будет оставить на сайте  www.openlesson.ru), о том, что же именно у вас, уважаемые читатели, получилось…

Вячеслав Букатов,
доктор педагогических наук

.

Каждому по персонажу

___У меня две внучки. И одно время на их дни рождения моя дочь – их мама – устраивала вместе с гостями импровизированное представление театра теней. Гости в ответ на приглашение сразу так и говорили: «Если теневой театр будет, то мы придем обязательно!»

___Так как же устраивать подобные представления на домашних праздниках?

___Гости — взрослые и дети — собираются в одной комнате. Выбирается какая-нибудь сказка (простенькая, небольшая, всем известная). Например, «Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба».

___Затем раздаются альбомные листы и простые карандаши (шариковые ручки или фломастеры — все равно какого цвета), и каждый рисует одного из персонажей. (Писчая бумага формата А4 слишком тонка и просвечивает, поэтому более плотные листы из альбома для рисования лучше).

.

Вырезанные каракули

___Рисуют все: и дети, и взрослые. Каждый рисует контур своего персонажа. Рисует, как может, как получится.

___Обычно лет с четырех детям не составляет особого труда что-то изобразить карандашом или ручкой на листе бумаги. Но на персонажа это иногда бывает не очень-то и похоже. Тогда любой из взрослых подправляет его рисунок, так чтобы угадывался контур нужного персонажа: то волка, то зайчика, то старика, то старухи.

___Другой возможный вариант. Взрослый рисует только часть персонажа. Например, у зайчика рисует тело, лапы, хвостик. А голову и уши ему подрисовывает ребенок (пусть даже по масштабу не соответствующие — получится даже интереснее).

___Потом все это вырезается ножницами. Каждый вырезает свое, и все помогают друг другу.

___Как правило, дети любят вырезать фигурки по контуру. Эффект заключается в том, что каким бы наивным ни был рисунок, вырезанный по контуру он преображается, становясь игровой условностью. Так что даже у тех из взрослых, у кого существовал «страх рисунка» (нарисую, а похоже не будет), вырезанные контуры вызывают искреннее восхищение.

.

Волшебство обычного фонарика

___Когда персонажи готовы, в комнате выбирается свободная стена. На расстоянии 1-1,5 метра от нее ставится табуретка, к ножкам которой прислоняется оргстекло.

___Сейчас найти оргстекло не проблема. Например, моя дочь разбирает большой постер, из рамки которого оргстекло вытащить (а потом вставить обратно) совсем нетрудно. Использовать же оконное опасно: разобьется или кто-нибудь порежется о край.

___На оргстекло с внешней стороны стены укладываются нужные персонажи, а с другой стороны включается фонарик либо настольная лампа. Шторы задергиваются. И на стене появляется тень! Гораздо больших размеров, чем отбрасывающий ее оригинал! Это само по себе впечатляет достаточно сильно…

___Если освещать фонариком, то любое его движение вызывает перемещение тени на стене. В результате все фигуры «оживают» и начинают скакать, хотя к самим контурам никто не прикасается!

.

В тесноте да не в обиде!

___Во время представления каждый гость озвучивает свой персонаж. Чтобы быть к нему поближе, все невольно как-то обустраиваются возле «игровой» табуретки. Возникает тесная компания, в которой всем становится комфортно.

___А потому все начинают не только друг другу помогать советами, но и спокойно эти самые советы и подсказки соседей принимать для улучшения своей работы. Например, куда фонариком светить, какой персонаж пора на оргстекло выставлять, какие слова говорить, и на какой мотив песенку лучше петь.

___И, конечно же, все эти режиссерские советы, реплики, комментарии развитию сказочного действия нисколько не мешают, а наоборот, стимулируют личное творчество каждого из участников.

.

Более простые варианты

___В одной из комнат у нас в квартире двери с матовыми стеклами. Вот вам готовый экран для представления театра теней. Однажды мы так и сделали. Гости выбрали сказку, тут же изготовили персонажей. В самой комнате задернули шторы, а в коридоре включили свет. Если со стороны коридора к матовому стеклу прислонить вырезанный силуэт, то возникал четкий контур.

___Зрители, сидя в темной комнате, внимают магию театра теней, как правило, разинув рот. Но во время такого представления они более пассивны. Ведь спектакль озвучивают только те, кто находится за экраном (в коридоре).

___А вот в табуреточном варианте исполнители и зрители не разделяются дверью-экраном, поэтому театр делается у всех на глазах. И каждый может и сам фонарь подержать, и туда-сюда световым лучом по экрану побегать. То есть степень участия каждого в общем действии резко возрастает.

___Поэтому никто на диване или в кресле усидеть не может. Всех так и тянет поближе к табуретке, и все вместе сидя за кулисами (оргстеклом), помогают друг другу вовремя выставлять на стекло нужный персонаж, выдумывать слова и импровизировать сюжетные ходы.

.

Если очень хочется, то можно

___И вот еще о чем. Моя старшая внучка помешана на кошках. И если гости выбрали «Колобок», то кошку она все равно нарисует, и это нормально. Значит, в нашем театре теней сказка про Колобка будет не совсем обычной, в ней и кошечке место найдется…

.

Принципиальная наивность

___Однажды моя дочь в молодежной фольклорной студии предложила на Рождество организовать вертеп в виде теневого театра. Сначала решили попробовать. И репетиция всем очень понравилась.

___«Всё здорово, — сказала одна из участниц,- но персонажей мы заранее художникам закажем. А то у нас куклы кривые, косые получились». Пришлось специально объяснять, насколько принципиально, чтобы все присутствующие своими руками — здесь и сейчас — готовили все необходимое для представления.

___Особо подчеркиваю, если персонажи будут сделаны художником, то гостям озвучить их будет сложно. И совсем иное дело, когда взрослый, кое-как зайчика или лисичку нарисовав (он ведь не художник) и свой рисунок по контуру вырезав, увидит, что в результате получилось очень даже неплохо.

___А уж потом, когда большая тень — дрожащая, живая, пляшущая — на стене появится, то он и сам убедится, как все здорово у него получилось. И тогда что голос персонажа, что его интонации и нужные слова сами собой начинают в голове возникать, с языка срываться и во весь голос всем на удивление звучать…

PS. Желающие могут ознакомиться с материалами: МАСТЕР-КЛАСС: Как организовать импровизированный ТЕАТР ТЕНЕЙ // Неспешный рассказ доктора педагогических наук В.М.Букатова о премудростях проведения мастер-класса для студентов, учителей, социальных работников и психологов с попутными методическими комментариями, разъяснениями и рекомендациями // Фоторепортаж → А.В.Ваганов

.

вернуться в перечню материалов в блоке

открыть перечень блоков раздела Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха

.

Парк КУЛЬТУРЫ и отдыхаОткрытая ЭСТРАДА «Театра миниатюр»

[2] Сам себе РЕЖИССЁРПРАЗДНИКИ, УТРЕННИКИ, ОГОНЬКИ

[3] Сам себе РЕЖИССЁРГПД

.

.
____________________________________________________

Постскриптум: «А вот как получилось у нас…»

Если вы из этого материала узнали о том или ином методическом средстве, способе, приёме, который показался полезным для вашей собственной «режиссуры урока», то не поленитесь, во-первых, поблагодарить автора. А во-вторых, поделиться с остальными посетителями нашего сайта своим рассказом — без каких-то особых прикрас — о том, что получилось, а что нет… (Вячеслав Букатов)

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика