Вячеслав Михайлович
Букатов

летопись поступлений



меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

“Учитель года” глазами потерпевшего

ПАРК культуры и отдыха Кафетерий «Разговоры ЗАПРОСТО»

[2] ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

________________________________________________________________________

Из рабочих материалов научно-методического архива доктора педагогических наук В.М.Букатова. Опубликовано в сб.«Режиссура школьного общения»(авторы-составители В.Букатов и М.Ганькина) //«СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА со всех сторон» №7-9 за 2005г.

«Учитель года» глазами потерпевшего

Рассказ NN, учительницы МХК

____Очень хочется поделиться впечатлениями от последних событий. У нас недавно проводился конкурс«Учитель года», и бес меня попутал в нем поучаствовать. В школе предложили, а я не отказалась, о чем впоследствии очень пожалела. Хотя сейчас уже способна рассказывать об этом«действе» с юмором, но тогда была очень унижена, обижена и травмирована. Начну по порядку.

.

Основные и«доп.»

____Конкурс состоял из трех этапов. Первый — представление-визитка. Регламентирована только временем; можно представлять себя любыми способами, задействовать детей и коллег.

____Второй — непосредственно урок. И третий — защита «творческой работы», написанной заранее. Критериев оценки этой работы заявлено не было.

____Участвовало 19 педагогов: 11 представляли учителей, а 9 — педагогов «доп. образования». Я и попала в это самое «доп.». (На награждении ведущая сказала: награждается дополнительный педагог. Оговорка по Фрейду!) В общем, основные и дополнительные.

.

Никаких тренингов

____Я быстро со своими «театральными детьми» сочинила маленький спектакль-приветствие, где сама с удовольствием играла Алису в Стране чудес. Пела песенку, беседовала с персонажами своих спектаклей. На общем фоне выступили блестяще (как оказалось).

____Дальше — урок. Воодушевленная «Режиссурой урока», я решила: «никаких тренингов» и сочинила урок полностью на социо-игровых приемах. Никаких «руки в боки» и никаких «скажи мне». Задания интересные и необычные придумала. Урок проводила на незнакомом пятом классе: 20 детей, двое гостей и члены комиссии. Детям, конечно, страшно, но к середине урока они уже забыли, что за ними наблюдают, и практически все с упоением работали и в больших, и в маленьких группах.

.

На три с плюсом

____Я бы, конечно, поставила себе три с плюсом, потому что запланировала очень много и некоторые важные вещи не довела до конца, чтобы успеть «выполнить план».

____Дети «застряли»: на театральных профессиях ничего не могли вспомнить, кроме актера и режиссера, но потихоньку, помогая друг другу (задание было по командам-рядам) все-таки вспомнили.

____И я, когда читала вслух, прочитала: директор —и задала вопрос: а чем занимается директор в театре? Вразумительно никто не ответил, и я вдруг с ужасом подумала, что я сама не смогу объяснить, чем директор занимается в театре. Как-то скомкала, вопрос остался без ответа.

.

Чиновники, впрочем…

____Детям очень понравился усовершенствованный «сломанный телефон». Один ряд передавал название незнакомой пьесы, а другой пытался подслушать, что они передают. То, что их пытаются подслушать, усложнило ситуацию, и они очень старались, шепча в самое ухо. А те — «шпионы» — кто что-то понял, бежали ко мне и на ухо шептали, что они услышали. (Потом меня обвинили, что я поощряю подслушивание и доносительство.) Дети в конце урока были очень веселые, и большинство — живые и подвижные.

____Комиссия, впрочем, сама очень веселилась, наблюдая, как дети показывают стоп-кадры из разных сказок.

____В комиссии были, в основном, чиновники: директор института усовершенствования учителей, главный специалист по воспитательной работе — оттуда же, дядька из профсоюзов, методистка по воспитательной работе, тетенька-хореограф и одна из руководителей детского театра «Подросток». Она потом с горечью мне говорила: «Почему ты не провела театральный тренинг на старших детях?! А так никто не понял, какие умения и навыки вы тренировали».

.

Что я им говорила? Зачем?

____Объяснить свою позицию я попыталась на защите своей творческой работы. Увешав доску (все происходило в классе) своими дипломами всяких конкурсов, афишами, программками и фотографиями из спектаклей, я сделала огромную ошибку.

____Я пыталась с этими равнодушными и чужими людьми разговаривать как с единомышленниками. Очень эмоционально и взволнованно я рассказывала о том, что было мною продумано и выстрадано. Но глядя на лысину дяденьки, уткнувшего нос в парту, и напрасно пытаясь поймать взгляд директорши Центра повышения квалификации, которая упорно глядела вбок, на мою подругу-режиссера, которая, в свою очередь, смотрела на меня с неприкрытым ужасом, — я подумала, что я что-то не то говорю, надо бы не так, не об этом…

____Тогда я стала рассказывать о том, как пришла в эту профессию, как изменились мои взгляды за десять лет работы. Лысина стала еще ниже, а скошенные глаза еще больше скосились. Только методистка смотрела на меня с добрым сочувствием — как на больную. Мне стало казаться, что я вообще перестала управлять своей речью. Потом, со стыдом, как после попойки, я вспоминала, что я им говорила, — зачем?!

.

Глотая слезы

____После того, как жюри долго совещалось и объявило финалистов, всем разрешили пойти посмотреть свои оценки. За урок у меня 10 баллов из 20. За защиту — 4,6 из 10. Если перевести на обычную пятибалльную систему, — два с плюсом.

____Всего у меня 18 баллов, а у победительницы — тренера по баскетболу — 34. А у 20-летней девочки-хореографа, которую непонятно как взяли на конкурс (вальс на уроке она предложила детям танцевать на раз-два-три-четыре, вместо раз-два-три!) и у которой, кроме самоуверенности, не было ничего (ну, может быть, наивность — на вопрос комиссии, кто у нее в коллективе ведет актерское мастерство, она ответила: «Да я же и веду!» — «А вы где-то учились?» — «На станции туристов в кружок ходила»), – так вот у нее оценки сопоставимы с моими: 3,7 — за защиту работы и 8 — за урок, вместе — 14.

____Хороший удар я получила по самолюбию. И не я одна, конечно. В общем, я достаточно самоуверенна, чтобы чувствовать себя хорошим специалистом, но даже я не ожидала, что эту мою веру можно так легко поколебать, выставив мне оценки.

____Глотая слезы в троллейбусе, я вспомнила слова Соловейчика «Вы прекрасный учитель, у вас прекрасные ученики», которые так часто видела на газете «Первое сентября». Мне стало стыдно, что я так расстраиваюсь из-за ерунды. Но тяжелое ощущение «несварения желудка» преследовало меня еще долго.

.

Убили наповал

____В день награждения были «показательные уроки» на сцене. Уроки-спектакли, поставленные дилетантами в режиссуре, были смешны. А вот урок преподавателя плетения из соломки был отличный. И урок по фольклору тоже. Хорошо, что они вдвоем «вырвали» второе место у «блестящей» баскетболистки.

____Потом было еще вручение призов, где после кухонных комбайнов и магнитофонов, настольных ламп и часов мне подарили «записную книжку учителя», чем просто убили наповал. Еле добежала до туалета, чтобы никто не видел, как я истерически рыдала. Вот такие впечатления.

/Записано на диктофон Вяч. Букатовым/

.

перейти к содержанию подраздела «Учительские РАССКАЗЫ»

.

ПАРК культуры и отдыха Кафетерий «Разговоры ЗАПРОСТО»

[2] ДО и ПОСЛЕ открытого урокаУчительские РАССКАЗЫ об открытых уроках…

.

.


2 комментария “Учитель года” глазами потерпевшего

  • Елена

    Огромное спасибо за рассказ! Я сейчас тоже готовлюсь к участию в конкурсе “Учитель года”. Мысль, как и у Вас, зачем я согласилась? Но, прочитав Ваш рассказ, я осознала, что меня может ожидать. Надеюсь, это поможет мне настроиться на критику, которую, скорее всего, мне придется выслушать. Посмотрим, что получиться.

  • Сочувствую. Но Вы не во всём правы. Всё дело в постановке ЦЕЛИ УЧАСТИЯ.
    Когда я сама в конкурсе Учитель года участвовала, мне вовремя встретилась замечательная женщина (она когда-то была в комиссии конкурса). Всё решено заранее – её основная мысль (комиссия!!! выбрала одного, а назвали совсем другого). Поэтому цель “победить” – изначально провальная… Допишите, пожалуйста, свои плюсы от участия. Они ведь наверняка были…

оставить отзыв, вопрос или комментарий

Яндекс.Метрика