меню

 
ГЛАВНАЯ
 
 
ДО и ПОСЛЕ открытого урока
 
 
СБОРНИК игровых приемов обучения
 
 
Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА
 
 
Для воспитателей ДЕТСКОГО САДА
 
 
Разбор ПОЛЁТОВ
 
 
Сам себе РЕЖИССЁР
 
 
Парк КУЛЬТУРЫ и отдыха
 
 
КАРТА сайта
 
 
Узел СВЯЗИ
 

Видимо-невидимо

Теория РЕЖИССУРА УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

________________________________________________________

По материалам кн.: В.М. Букатов, А.П. Ершова «Хрестоматия игровых приемов обучения» (серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

.

Видимо-невидимо

.

____Задание является социо-игровым вариантом, например, словарной работы (или терминологической) на уроке.

____Пока ученики по жеребьевке объединяются в несколько команд по 5-6 человек, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать-двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат снимается (или закрывается), а команды записывают все запомнившиеся слова.

____Затем компании учеников обмениваются своими записями для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.

____Проверенные листочки возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих». Исправления сверяются с плакатом, вывешенным уже для проверки и выяснений возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.

____Плакаты для задания «видимо-невидимо» могут изготавливаться и самими учениками во время урока. Для этого каждая команда посылает человека тянуть  жребий — билетик с указанием той или иной темы.

____На уроках русского языка такими темами могут быть, например: непроизносимые согласные; безударные гласные в личных глагольных окончаниях; сложные прилагательные с дефисом; безударные гласные в окончаниях наречий и т.д. А на географии, например, термины из подпараграфа «Строение материковой и океанической земной коры».

____Каждая команда в течение установленных 5-8 минут готовит свой плакат, отыскивая нужные слова в учебниках и словарях. Когда все готово, команды покидают свои места, оставляя там изготовленный плакат, и на одну-две минуты окружают плакат чужой, запоминая все, что на нем написано. А вернувшись после сигнала на свое место, записывают увиденное, помогая друг другу внутрикомандными разговорами и выяснениями. Затем следует проверка записей, которая может проводиться так же, как в уже описанном, основном варианте задания.

____Подчеркем, что «видимо-невидимо» можно использовать на уроках по многим предметам, стоит лишь изменить содержание плакатов. На уроках природоведения, геометрии, физики, химии можно вывешивать (или изготавливать прямо на уроке) плакаты с терминами, формулами, уравнениями; на литературе и истории — с именами и фамилиями исторических личностей и писателей, с датами, персонажами литературных произведений — как уже известных, так и тех, которые еще только предстоит изучить школьникам по программе.

____Наглядно представить универсальность возможного механизма этого игрового задания позволяет рассказ аспирантки Н. Жеребиловой, «на себе» испытавшей действие одного из вариантов этого задания, а именно «Змейкой» (перейти).

Методическую детализацию см. «Видимо-невидимо» на уроке ГЕОМЕТРИИ в 8 классе и «Видимо-невидимо» на уроках ХИМИИ, БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ. А также см. материалы Е.Соколовой «Две версии социо/игрового задания «Видимо-невидимо» на математике в 6 классе Компенсирующего Обучения»



.

Примеры данного игрового задания в разных классах и по разным предметам.

Букварный период (1 кл.), тема: «Парные согласные: звонкие и глухие»

Русский язык. Тема: «Словарные слова» (по учебнику Т.Г.Рамзаевой для 4 кл; материал задания №230)

Русский язык. Тема: «Склонение имён прилагательных»
(по учебнику Т.Г.Рамзаевой для 4 кл)
В командных копиях следует «сохранять»
аббревиатуру падежей и выделения
в окончаниях вопросов и прилагательных

 

 

Информатика. Тема: «Уровень вершины дерева»
(по учебнику Т.А.Рудченко, А.Л.Семёнова для 3 кл)

Математика. Тема: «Табличное деление и умножение» (3 кл)

 

Математика. Тема: «Счёт сотнями»( по учебнику Л.Г.Петерсон для 2 кл)

 

Окружающий мир. Тема: «Духовная жизнь древнего человека: Язычество» (по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 3 кл)

 

С помощью задания «Видимо-невидимо» можно быстро выяснить усвоение заданного на дом с одновременным закреплением пройденного (причём весьма эффективного).  В качестве примера приведём один из вариантов листа «Видимо-невидимо» в котором собраны «ключевые слова» из параграфа «Куликовская битва» (по учебнику А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой «Мир вокруг нас» для 4 кл., стр.70-74)

 

_____Подчеркнём, что сами плакаты лучше предъявлять не на экране, а на бумаге. Надписи и числа  могут быть и рукописными и «выведенными» через принтер на обычную писчую бумагу (но в очень большом размере шрифта – 200-400(!) условных единиц, которые нужно вводить в «окно размера шрифта» вручную). Затем нужные слова, буквы, цифры вырезаются и наклеиваются под нужным углом или в нужном порядке на сам плакат «Видимо-невидимо».

 

 

Дополнительно см.: Проверка домашнего задания с помощью «Видимо-невидимо» и  «Волшебной палочки» (5 кл., русск.яз.).

.

Теория РЕЖИССУРА УРОКАСБОРНИК игровых приемов, средств и способов обученияРаздел 1: Социо-игровое ПРИОБЩЕНИЕ к делу

.

.

оставить отзыв, вопрос или комментарий

  

  

  

*

Яндекс.Метрика